Высшим поэтическим достижением обэриутов многие литературоведы считают
сборник Н. Заболоцкого «Столбцы» (1929 г.). Это книга о советском
мещанстве, о том, как на смену кровавым временам пришли времена пошлые
(впрочем, тоже не бескровные). Обыватели потянулись к «изящной жизни».
Название «Столбцы» как бы подчёркивало отличие от «высокой» поэзии (это
будто и не стихи, а просто строчки, записанные столбиком). Но сам поэт
говорил, что он хотел названием книги выразить «понятие дисциплины,
порядка — всего, что противостоит стихии мещанства». Об этом многие
«столбцы» Заболоцкого.
Но вот знакомые явились,
Завод пропел: «Ура! Ура!».
И Новый Быт, даруя милость,
В тарелке держит осетра.
Варенье, ложечкой носимо,
Шипит и падает в боржом.
Жених, проворен нестерпимо,
К невесте лепится ужом.
«Новый Быт», 1927 г.
А вот как выглядит этот мир в стихотворении «Свадьба» (1928 г.):
Мясистых баб большая стая.
Сидит вокруг, пером блистая,
И лысый венчик горностая
Венчает груди, ожирев
В поту столетних королев.
Они едят густые сласти,
Хрипят в неутолённой страсти,
И распуская животы,
В тарелки жмутся и цветы.
Прямые лысые мужья
Сидят, как выстрел из ружья,
Едва вытягивая шеи
Сквозь мяса жирные траншеи.
И пробиваясь сквозь хрусталь
Многообразно однозвучный,
Как сон земли благополучной,
Парит на крылышках мораль.
Заболоцкий не любил темнот и не верил в «звезду бессмыслицы» (выражение
Введенского). «Столбцы» отличаются от поэзии Хармса и Введенского
большей традиционностью и внятностью. Особый эффект этих стихов
достигается благодаря столкновению формы русской классической поэзии
(почти везде – четырёхстопный ямб) и приземлённых, бытовых деталей с
карикатурными чертами:
О мир, свернись одним Кварталом,
Одной разбитой мостовой,
Одним проплёванным амбаром
Одной мышиною норой…
«Ивановы», 1928 г.
Зрелый Заболоцкий увлекался натурфилософией (философией природы) и пытался понять её законы:
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорёк пил мозг из птичьей головы...
«Лодейников», 1932—1933 гг.
Он считал, что человек рождён, чтобы разрушить это всеобщее поедание,
стать «не детищем природы», а её «зыбким умом». Человек - не только
высшее творение природы, но и величайший её реформатор. Он должен
построить новый мир, в котором животные будут раскрепощены и станут его
равноправными братьями. Заболоцкий любил повторять слова В. Хлебникова:
«Я вижу конские свободы и равноправие коров». |