В словаре С.И.Ожегова «сутки – это промежуток
времени, равный 24 часам, продолжительности дня и ночи». Из данного определения
следует, что в понятие «сутки» включаются слова: день, ночь, вечер, сумрак,
восход, закат, рассвет. Определим, к каким частям речи относятся данные слова.
Эта
лексическая группа слов представлена в основном именами существительными. Нами
выявлено 84 слова с предметным значением. Отметим также, что 44 из них – это
слова «ночь» и «полночь». Например: 1. Ночь хмурая, как зверь стоокий…»
2.» Когда полуночь, ненароком…»
31-это слова «день», «полдень», «утро», «рассвет».
Например:
«День догорал; звучнее пола…»
«Лениво дышит полдень мглистый»
«При первом утра юном свете…»
«Златой рассвет небесных чувств твоих…»
Большинство из этих слов, а именно 62, выполняют в
предложении функцию подлежащего.
Из 120 слов 22 представлено именами
прилагательными. Это такие слова: «вечерний»-6, «дневной»-8, «ночной»-5,
«утренний»-3. Например:
«Та же прелесть утреннего часа»
«Как свет дневной, его тускнеют взоры…»
«Так отрок, чар ночных свидетель…»
«Помедли, помедли, вечерний день»
14 слов представлено глагольными и причастными
оборотами: «вечереющий»; «вечереет». Например:
«И облаков вечереющих тень…»
«День вечереет, ночь близка»
Эти слова показывают длительность процесса или
процесс перехода от того, что было, к тому, что будет.
Семантика
Выше
нами было указано, что большинство слов, связанных с понятием «сутки»,
представлено именами существительными, их можно условно разделить на две группы
– «поэзия дня» и «поэзия ночи».
День
и ночь – два противоположных начала бытия человека. У многих людей эти слова
ассоциируются лишь с их физиологической деятельностью, то есть ночь – время
отдыха и сна, а день – время бодрствования и работы. Когда читаешь
стихотворения Ф.И.Тютчева, понимаешь, что для поэта «день» и «ночь» нечто большее.
По словам В.Н.Касаткиной «стихотворения о ночи и дне, о зиме, весне, лете и
осени, о грозе и успокоении природы – своеобразные акты единого драматического
действа.
Для
Ф.И.Тютчева день и ночь – бытие человека от рождения и до смерти.
День
и ночь – «видимые символы двух сторон Вселенной, которые могут быть обозначены
и без метафор, они говорят сами за себя.
Нами
проанализировано 120 стихотворений, и мы заметили, что больше половины стихов,
а именно 70, включают в себя контрастные пары: день и ночь, утро и вечер, закат
и восход. Можно сказать, что контрастные пары – это особенность тютчевской
лирики.
Интересно,
что в стихотворении слова могут быть контрастны не только по значению, но и по
частеречной принадлежности.
Во
многих стихотворениях глагольные, причастные формы обозначают не прошлое, не
будущее, а самый период от того, что было, к тому что будет, или уход будущего
в прошлое.
Например:
«День вечереет, ночь близка…»;
«Густеет ночь»;
«… в тихом свете гаснущего дня»;
«При свете
вечереющего дня»;
«Не меркнет день – настала ночь»;
«Наступит день, день непреложный».
Особую
силу имеют глаголы. Глаголы несовершенного вида выражают длительность действия:
«меркнет день»
«хаос шевелится»;
«струя воздушная течёт».
Глаголы совершенного вида передают завершенность и
энергичность действия:
«Тени сизые смесились»;
«цвет поблекнул»;
«… вот уж встрепенулся день»
«Настала ночь – и, светозарный бог, …»
Форма
будущего времени является условной и выражает «преодоление времени»:
«Наступит ночь… вольёт елей»;
«… охватит мир дневной»
Каждое
произведение – законченный образ, несущий определённую мысль. Этот образ
складывается из слов, каждое из которых вносит свой вклад в создание образа
произведения. С каждым из слов связан свой образ – микрообраз. Чтобы понять,
как поэт воспринимает мир или одно из его частных проявлений, нужно оценить
место каждого смыслового звена в составе текста, а именно слов, связанных с
понятием «сутки».
Отметим,
что не всегда в стихотворении то или иное слово выступает в своём прямом
значении. Слова как единицы языка в словаре и слова в поэтической речи
выполняют разные функции и часто имеют не одинаковое значение.
Так,
в ряде стихотворений слово «ночь» употребляется в своём прямом значении.
Например:
«И ночь в звёздах нема была!»;
«Объятый негой ночи голубой»;
«И соловей в ночи поёт»;
«Как ночью на небе звезда»;
«Сходила ночь, туман вставал»
Однако
в лирике Ф.И.Тютчева можно найти примеры, в которых слово «ночь» употребляется
в переносном, метафорическом значении. Например:
«От их волшебной, страстной ночи» (ночь – чернота,
таинственность глаз).
«Уж звёзды первые в его ночи…» (ночь – последние
дни жизни поэта).
«Ночь хмурая, как зверь стоокий» (ночь –
предчувствие чего-то плохого и страшного).
Как
видно из этих примеров, «слово в поэтическом тексте конкретно, но прикреплено к
одному увиденному поэтом предмету или явлению.»
Рассматривая антитезу «день – ночь», перейдём к
другой семантической группе слов: день, дневной, утренний.
Здесь аналогичная ситуация. Можно условно выделить
две группы:
Слово «день», представлено в прямом значении:
«часть суток от утра до вечера».
Например:
«Великолепный этот день…»
«Мы едем – поздно – меркнет день…»
«Весь день стоит как бы хрустальный…»
«Лениво дышит полдень мглистый…»
Слово «день», несущее на себе дополнительные
оттенки значений:
«И в наши дни – дни божьего суда…» ( день –
определённая эпоха времени)
«Был день, когда господней правды молот
«Младого, пламенного дня!» ( день – юность, время
молодости, любви и счастья).
Слова предметные (существительные) обычно
сопровождаются словами, характеризующими их действия или признаки. Например:
«меркнет день», «пламенный день», «настала ночь», «святая ночь».
Сопроводительные слова помогают лучше понять значение нужного слова.
Ф.И.Тютчев, используя слово различных контекстах, добивается того, что читатель
воспринимает дополнительные «семы» слов, тем самым поэт создаёт единство
эмоционального восприятия и образного представления одного текста. По словам
Д.И.Григорьевой, «он как бы организует наше восприятие изображаемой им картины
или выражаемой им мысли.
Прочитав то или иное стихотворение, мы легко можем
представить себе картину описываемого и прочувствовать то состояние, в котором
находился поэт во время написания данного произведения.
Так, например, знакомясь со стихотворением «К.Н»,
читатель представляет себе молодую симпатичную девушку с «милым взором»,
которая переживает «златой рассвет небесных
чувств». Слово «рассвет» в данном случае выступает не в прямом значении
(«время перед восходом солнца») , а в переносном – это зарождение чувства
любви. Ф.И.Тютчев использует высокую лексику для того, чтобы передать состояние
восторженности своей любимой и единственной.
Или в стихотворении «Всё бешеней буря…» автор
рисует следующую картину: муж и жена легли спать, в люльке покоится младенец. И
вдруг неожиданно начинается буря, раздаются раскаты грома, и «вопль детский»
слышится из соседней комнаты. Чувствуется напряженность и страх, хотя, казалось
бы, семья в надёжном укрытии. Поэтом намеренно используются следующие слова:
«ночь», «впотьмах» (2 раза), чтобы передать «таинственный страх» матери за
ребёнка.
Слово «ночь» в данном стихотворении выступает
(«тёмное время суток») и в переносном (предчувствие чего-то плохого) значениях,
что позволяет автору не только указать, в какое время происходит описываемое,
но и то, какие чувства, переживания испытывают лирические герои стихотворения.
Стихотворение «Под дыханьем непогоды» отражает
зрительное впечатление от явления природы, не в его непрерывном движении:
бурный «поток», отражающий в себе закатную «полосу» сумрачного неба». Перед
нами как бы два действующих лица – поток и вечер – соответственно поименованы
словами «поток» и «вечер» называются три разных явления – «время», «вечернее
небо», «закатная полоса», а один предмет (поток) представлен словами «вода»,
«волна», «поток». Слово «вечер» сопровождается следующими словами: «сумрачный»
и «осенний», что ещё больше усиливает чувство подавленности и грусти от
непогоды.
Стихотворение «Тени сизые смесились» занимает одно
из центральных мест в поэзии Ф.И.Тютчева. Оно посвящено ночи и душевному
состоянию лирического героя, ею навеянному.
Ночь, представленная в стихотворении,
характеризуется типичными признаками – отсутствие всех проявлений жизни и
какого-либо движения. Тьма не оставляет ни одного очертания предмета, стирает
все грани, превращая мир в восприятии героя в «сумрак зыбкий». Эта стёртость
деталей определяет ощущение монолитности или односторонности внешнего мира, а
отсутствие звуков – ощущение полного покоя. Слово «сумрак» сопровождается
следующими словами: «зыбкий», «тихий», «сонный», «томный», «благовонный». Мы
видим, что это прилагательные, которые выражают признаки сумрака. Эти эпитеты
способствуют пониманию состояния лирического героя – это желание «чувства»
слияния с миром ночи. Человек – это и мир внешний (физический) и мир внутренний
(духовный).
Лирический герой данного стихотворения желает
духовного покоя, а также, по мнению Ермиловой А.Я. , «ощущения своего
физического слияния и растворения для мира духовного, исполненного тоски
невыразимой».
Стихотворение включает в себя две стороны: первая
содержит описание ночи, а вторая – это призыв, призыв распространить силу ночи
на беспокойное душевное состояние героя. Стихотворение строится на двух
тематических объединениях: «ночь – сумрак», «человек как герой стихотворения».
Комплекс «ночь – сумрак» может быть широким и
узким. Узкий включает в себя прямое лексическое наименование ночи и возможные
его стилистические анонимы (ночь, тьма, сумрак, мгла) со своей совокупностью её
«перифрастических обозначений».
Автору важно было не только отметить сам факт
наступления темноты, но и передать читателю индивидуальное (личностное)
восприятие этого, обусловленное определённым духовным состоянием. Простая
констатация факта («Ночь наступила») не может передать этого состояния. И поэт
обращается к широкому раскрытию основных признаков ночи. Он утверждает ночь
через отрицание явлений, характерных для дня, света. Здесь это отрицание света
– цвета, результатом чего является полное слияние видимого мира в одну сплошную
тьму, в единое целое, в котором нельзя различить ни один предмет, отрицание
движения вследствие невозможности его увидеть – лишь «сумрак зыбкий». Это
угасание звука и цвета обостряет восприятие таких звуков и запахов, которые
теряются днём в обилии резких их проявлений.
Стихотворение строится на постоянном возвращении к
уже сказанному, идёт по пути нового и нового его закрепления – явление типичное
для поэтики Ф.И.Тютчева.
Объективные признаки ночи: отсутствие звука,
движения, получают дальнейшее подкрепление и закрепление. Тишина и покой – вот
её основные свойства, необходимые человеку для душевной гармонии. Эти признаки
находят своё непосредственное номинативное обозначение в следующих словах:
сумрак «тихий», «сонный», «утихший», «дремлющий», «томный». Эти эпитеты играют
очень важную роль в стихотворении, выше указывалась одна из них. Концентрация
этих слов закрепляет семантическую линию тишины и сна-покоя, как бы ведёт её
как основную мелодию через всю строфу.
В стихотворении «Тени сизые смесились» поэт
выразил чувство растворения личности сознания лирического героя во «всемирной
жизни».
Как видно из проанализированных нами
стихотворений, в словах «ночь» и «день» прямые значения тесно связаны с
переносными; лучше даже сказать, что одно следует из другого. Состояние
лирического героя тесно связано с проявлениями природы: если за окнами солнце,
то мы чувствуем желание жить и любить, а если дождь или тихая ночь, то
чувствуется умиротворённость и спокойствие.
Лирика Ф.И.Тютчева создаёт грандиозную мистерию о
природном бытии. Мировые силы оказываются предметом лирического изображения.
Стихотворения о ночи и дне, о зиме, весне, осени и успокоении природы –
своеобразные акты единого драматического действа. Внутреннее единство
тютчевской поэзии обусловлено «единством увиденной или поэтической «мистерии» о
природе, определённостью философской и художественной концепции.» Жанровое и
видовое членение лирических пейзажей связано со стремлением поэта отразить
наиболее значительные явления и акты мирового бытия. Выше мы указывали, что при
анализе проблемы «использование слов, связанных с понятием «сутки», все слова
можно условно разделить на две семантические группы:
Слова: день, дневной, утренний, рассвет;
Слова: ночь, ночной, вечерний, закат.
Б.Я.Бухштаб делит лирику природы Ф.И.Тютчева на
два противоположных и значительных образования – это так называемые «поэзия
дня» и «поэзия ночи». В дальнейшем, мы будем придерживаться этого же деления.
В самом общем виде мировое бытие как грандиозная
«мистерия» предстаёт в стихотворении «День и ночь», где разворачивается
величественное зрелище. Поэт обозначил главное: пространство, время,
существование, нравственный смысл каждого акта бытия.
В «мистерии» «День и ночь» на глазах зрителя
происходит смена декораций: в первой строфе – земля, во второй – бездна. Мы не
раз не замечали, что для Ф.И.Тютчева контрастность имеет очень большое
значение. Если в первой строфе стихотворения, он может говорить, например, о
ночи, то во второй это непременно будет или утро, или рассвет или день. Отметим
также, что для Ф.И.Тютчева символично число «два» - такое философски
значительное в его поэтическом мире: «день и «ночь», «два акта мировой
мистерии, две строфы в стихотворении, по два кольца из рифм в каждой строфе.
В «поэзии дня» главным является образ матери –
земли. Он обладает широкой обобщенностью. Ф.И.Тютчева интересует бытие
матери-земли в его главных, наиболее общих проявлениях, поэтическое сознание
увлекают природные стихии, с которыми связано существование земли-воды, огня,
воздуха.
«Ф.И.Тютчев
открывает нам не только тёмный, как считал Чашн Г.В., а вслед за ним и многие
другие, но и светлый «корень мирового бытия». Он пишет в одном из писем: «Ничто
так кротко и утешительно не соединяет живых, как свет. Древние хорошо это
понимали; недаром они всегда говорят о свете с умилением. Образ солнца,
солнечного сияния – одна из любимых у поэта.
Художественная лексика, метафорический состав
«поэзии дня» Ф.И.Тютчева несёт в себе не что иное, как значения слова «свет»:
«светлая даль», «светлая полоса долины», «светлея, стелется дорога», «светло и
тихо облака плывут», широким потоком включается в его текст синонимичные слова:
«румяный», «радужный», «блестящий», «сияющий», «огнецветный»…
В «поэзии дня» поэт изображает движение природы во
времени, он запечатлел два круга или, вернее будет сказать, две спирали
движения: через времена года и через время суток.
У Ф.И.Тютчева день напоминает море в разливе: «Как
море вешнее в разливе, светлея, не колыхнёт день».
Мир явлений у Ф.И.Тютчева имеет чёткие очертания.
И проблема границ между ними для него очень существенна. Жизнь явления
развёртывается в своих границах, подчинённая своим внутренним законам.
«Поэзия дня» как специфическая жанровая разновидность
лирики природы Ф.И.Тютчева обладает внутренним художественным единством. Цикл
стихотворений о «мире дневном» - это «своеобразный акт романтической мистерии
космического бытия». «Мир дневной» как «акт мистерии» имеет своеобразных героев
и героинь с ярко выраженными характеристиками внутреннего состояния, активно их
демонстрирующими, - таковы весенние воды, майские грозы, игривая волна морская,
снежные вершины, весенние берёзы в прозрачной зелени и т.п.
Однако, как известно, в мировой мистерии акт светлого,
гармонического бытия сменяется новым актом – бытия ночного, хаотического,
исполненного трагизма.
Как только Ф.И.Тютчев ставит вопрос о пределах
земной жизни, в его стихах появляется тема хаоса. Мы уже говорили о том, что
это связано и с внутренним состоянием самого автора.
Ночь – царство хаоса: «настанет ночь – и звучными
волнами стихия бьёт о берег свой». Хаос мыслится потом как беспредельная ночная
стихия. Глагол «настанет» говорит о том, что темнота придёт постепенно и это
произойдёт в будущем. Ф.И.Тютчев очень редко использует слова, связанные с
понятием «сутки», выраженные глаголом. Но нельзя сказать, что поэт их совсем не
использует. Часто глаголы используются для передачи процесса действия, её
затянутости. Так, в стихотворении «День вечереет, ночь близка» автор использует
два слова для выражения процесса: глагол «вечереет» и причастие «скудеющий».
Оба слова сочетаются со словом «день» и, я думаю, это не случайно. Мы
чувствуем, что постепенно может изменяться не только время суток, но и состояние
человеческой души; подчас это изменение бывает незаметным.
Ночная стихия хаоса – мертвящая и мёртвая сила.
Вечерний час – мёртов: «Ты ли, утра гость прекрасный, в этот поздний мёртвый
час?»
Чары ночи – гибельные чары: «Но Восток лишь
заалеет – чарам гибельным конец».
Тютчевское сближение хаоса с ночью, холодом,
смертью, сном, явлениями, враждебными человеку, также напоминает греческую
мифологию.
В этом плане интересно высказывание М.М.Гиршмана:
«Вселенский океан ночи, небо и земля в их тайных взаимоотношениях, тёмные волны
хаоса, бьющие в земную пристань, хаос движущихся теней, как-то связанных с
земной жизнью, вообще растворение индивидуальностей в хаотическом мире, а в
глубине этого ночного бытия – «пылающая бездна; стихия огня и света – таков
общий облик ночи у Ф.И.Тютчева, своеобразно воскрешающий античную мифологию.
Ночной пейзаж наполнен образными ассоциациями с древнегреческими мифами».
Ф.И.Тютчеву характерно активное воздействие на
воображение, эмоции, подсознание читателя.
Как говорилось выше, слова «ночь», «ночной»,
«вечереет» употребляется очень часто. Из проанализированных 120 стихотворений,
в 72 встречаются данные слова.
В стихотворении «Осенний вечер» поэт пишет об
осенней природе, жизнь которой угасает, но как прекрасное, «прелестное» поэтом
осмысляется не смерть, не порывистый холодный ветер, несущий гибель природе, а
проявление жизни в её умирающем «теле».
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест, …
… Ущерб, изнеможенье – и на всём
Та кроткая улыбка увяданья
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
У Ф.И.Тютчева идея слияния человека с природой
развита в двух направлениях.
Он говорит о конечном слиянии человека с природой,
с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна и покоя. И такого рода слияние
страшно, так как оно несёт с собой утрату телесного и сознательного начала.
Поэт допускает разлад человека с природой, но мы
не раз указывали на то, что главное в его стихотворениях – это возможность их
слияния, благотворного влияния природы на личность. Единение с ней
представляется не как мгновенное состояние, а как более или менее длительное:
Весь день, в бездействии глубоком,
Весенний, тёплый воздух пить.
Весенне как бы отождествляется с природой, но это
происходит постепенно. У Ф.И.Тютчева это целый период жизни.
В своих стихах он говорил о тех моментах в жизни
человека, «когда повеет вдруг весною и что-то встрепенётся в нас», когда «ты
вспомнишь о своей весне». Он поэтически запечатлевал не столько периоды – часы
и дни душевной депрессии, сколько состояния весеннего возрождения человеческого
сердца.
Исследователи творчества Ф.И.Тютчева не раз
отмечали обилие красок в его стихах, но нас интересует цветовые оттенки дня и
ночи – тёмное и светлое.
Эпитеты – это, как правило, слова, выраженные
прилагательными. Эмоцианально-метафорические эпитеты у Ф.И.Тютчева заключают в
себе особый смысл, необычайно богатый тончайшими оттенками значений. Каждый
эпитет имеет особое значение в конкретном стихотворении. Со словом «ночной» в
различных стихотворениях сочетаются разные слова: «порою», «тишь», «небо»,
«ветер», «мрак», «досуг», «чары».
Например:
«О чём ты воешь ветр ночной?»
«На небо зимнее, ночное…»
«Тратят здесь досуг ночной!»
«Недолго лился мрак ночной»
«Как жадно мир души ночной…»
Чаще всего, 10 раз из 20, слово «ночной»
сочетается со словами «мрак» и «тьма», что ещё сильнее усиливает впечатление
читателя и усугубляет состояние лирического героя:
Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздной порой…
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.
Наряду с этим, мы в пяти случаях из 20 встречаем
слово «ночной» со значением ожидания, надежды, что скоро придёт рассвет: опять
же оно несёт эту смысловую нагрузку в сочетании со словами: «недолго», «не
страшен», «рвётся», «лился». Возьмём для анализа стихотворение «Наш век».
Лирический герой – отдельно взятый человек, а в его лице и всё человечество.
Поэт рассказывает об обстановке вокруг, о безверии людей в лучшее будущее, но,
несмотря на все бедствия, человек желает лучшего и пытается убежать в другой
мир:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Ночь и день противопоставлены друг другу и, в то
же время, они сосуществуют рядом, их никогда не разделить. Смена дня и ночи
происходит с момента возникновения всего живого на Земле и будет продолжаться
вечно.
Заключение
Итак, проанализировав 120 стихотворений
Ф.И.Тютчева, где использованы слова, связанные с понятием «сутки», мы пришли к
выводу о том, что большинство этих слов является именами существительными, чаще
всего используются слова: «ночь», «ночной», «вечер», «закат».
Существенным является то, что за стихами о ночи
стоит чувство одиночества, оторванности от мира, в котором живёт поэт, глубокое
неверие в силу этого мира, сознание неизбежной гибели.
Поэзия Ф.И.Тютчева – поэзия контрастов. Светлому
миру гармонического наслаждения противопоставлен мрачный мир холода, тьмы и мертвенной
неподвижности.
Очень часто на уроках русского языка при изучении
той или иной темы используются примеры из художественной литературы. Слова,
связанные с понятием «сутки» в поэзии Ф.И.Тютчева, можно использовать при
изучении следующих тем: «Антонимы», «Части речи» и «Назывные предложения» в
разных классах.
Например: «День вечереет. Ночь близка».
Данный пример можно использовать как при изучении
частей речи, так и при изучении антонимов.
Поэзия Ф.И.Тютчева относится к непреходящим
ценностям литературы прошлого, которое и в наши дни обогащают духовную культуру
человека. |