Одно
из самых замечательных явлений русской поэзии – стихи Ф.И. Тютчева о
пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его
младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником
впечатлений и раздумий, как для Тютчева.
Он
был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях,
воспевающих картины и явления природы, нет бездушного любования. Природа
вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах
человеческого бытия. Она редко предстаёт как просто фон, в стихах Тютчева она
одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Стихотворение
"Не то, что мните вы, природа” написано в форме обращения. У него нет заглавия,
что придаёт более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает
природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека
от природы.
Они не видят и не слышат,
Живут в сём мире, как впотьмах…
В
строках стихотворения виден поэт особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар
пейзажиста, но и своя философия природы. Всё в природе представляется Тютчеву
живым, полным глубокого значения, всё говорит с ним "понятным сердцу языком”.
Стихотворение
начинается со слова "не”, чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания
природы. "Душу”, жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех её
проявлениях, в стихотворении мы видим те образы, из которых природа
складывалась для самого Тютчева.
Стихотворение
написано четырёхстопным ямбом, а перекрёстный способ рифмовки гармонирует с
чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на "и”, "а”, и "о” придает
стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает
его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно же оно звучит благодаря
употреблению устаревших слов ("лик”, "чрево”, "древо”) и ударения ("приклеил”)
Особая же смысловая нагрузка создаётся
при помощи анафоры:
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
Автор
использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение
("Солнцы не дышат”, " не совещалась в беседе дружеской гроза”), метафоры
("весна не цвела”, "ночь нема была”), сравнения ("живут в сём мире, как
впотьмах”). Всё это придаёт речи красочность и выразительность, способствует
наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются
типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные
знаки, что придаёт художественной речи нужную авторскую интонацию.
В
стихотворении "Не то, что мните вы, природа” мы видим отточия. Эти строки в
своё время были изъяты цензурой, а в последствие утеряны.
И всё же стихотворение не
потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы.
Через всё произведение автор проводит мысль о том, что "глухие” люди не умеют чувствовать, а,
следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчева
природа – "голос матери самой”. Её образами он выражает свои сокровенные мысли,
чувства, сомнения, мучительные вопросы. |