Стихотворение было написано в 1853 году.
Построение
Условно стихотворение можно разделить на три части по
числу строф. Каждая строфа представляет собой законченную смысловую и эмоциональную
часть.
В первой строфе автор размышляет о том, что с возрастом
любовь перерождается в нечто большее, чем просто привязанность. Лирический
герой обращается к прощальному свету последней любви, олицетворяя её в образе
"зари вечерней”. По сравнению с остальными частями стихотворения, эта строфа
содержит в себе максимальное количество эпитетов. Первоначально кажется, что
строфа перенасыщена ими. Это создает эффект эмоциональной напряженности.
Чувствуется, что лирический герой близко к сердцу воспринимает происходящее.
Во второй строфе Тютчев использует образ тени, охватившей
полнеба, олицетворяя в её образе приходящую старость. В этой строфе также
присутствует обращение к вечернему дню с просьбой помедлить (с ним автор
отождествляет старость) и к очарованию "Продлись, продлись, очарование”.
Третья строфа является заключительной. В ней заключена
основная мысль произведения. Лирический герой как бы подытоживает все
вышесказанное словами "О, ты! Последняя любовь! Ты и блаженство и
безнадежность!”.
Этим стихотворением автор намеревался показать
неувядаемость души человека и её способности любить, несмотря на возраст.
Основная мысль стихотворения наиболее полно отражена в
последних строчках "Пускай скудеет в жилах кровь, но не скудеет в сердце
нежность…”. Этими словами автор как бы бросает вызов наступающей старости,
говоря, что, несмотря на то, что тело слабеет, душа остается неизменной и не
теряет способности любить.
Эпитеты
В стихотворении использованы следующие эпитеты: нежней,
суеверней, прощальный свет, любви последней, зари вечерней и др.
Обращения
Сияй, прощальный свет; помедли, вечерний день; продлись,
очарование; О, ты! Последняя любовь!. |