Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
Ф. И. Тютчев
В 1803 году в селе Овстуг Орловской губернии
родился мальчик, предназначенный судьбой для того, чтобы в будущем стать
великим русским поэтом. Это Ф. И. Тютчев, поэзия которого завораживает и
вдохновляет. Особое место в его творчестве занимают стихи о природе. Они
требуют внимательного, вдумчивого прочтения, умения разгадывать сокровенные
мысли поэта.
«Люблю грозу в начале мая…» - так начинается
моё любимое стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в
начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит
определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и
человеческой души. Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего,
счастливого» майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно
трогает искренностью и подкупает своей простотой. Поэт приходит в восторг, любуясь игрой
молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии
весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются
журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.
Поэт – философ Тютчев считает природу
частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза
воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр,
управляемый невидимым дирижёром. Подтекст стихотворения, сквозные образы –
небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние
и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало,
объединяющее мир. Поэт подчёркивает соединение этого божественного начала с
природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Богиня вечной молодости Геба в
шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей
природой.
Картина весенней грозы у Тютчева
представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток
проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити
золотит») и звуками («гром грохочет», « гремят раскаты»). При помощи инверсии
поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.
Меня поражает звуковая организация этого
стихотворения. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, обилие
сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным. Стихотворение
полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов (« повисли перлы дождевые»,
«ветреная Геба», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые
делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность.
Написанное четырёхстопным ямбом, облегчённым пиррихием, это произведение
необычайно мелодично. Лёгкость стихотворения достигается за счёт чередования
мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких
прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни,
подчёркивает величие и значимость происходящего в природе. По мнению Тютчева,
мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного
потока») – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой
чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…».
Поражает и то, что о вечных проблемах
мироздания можно написать стихотворение, которое позволяет нам ещё и ещё раз
окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы,
попытаться разгадать её великую тайну. |