В стихотворении Ф.И. Тютчева «Сон на море» проявились тютчевская
острота ощущения противоречий действительности, мысль о разладе души с миром и
роли творчества в жизни человека. В нем рисуется картина разгулявшейся морской стихии,
что одновременно несет в себе и символический подтекст: море в классической поэзии
обычно соотносится с жизнью, а игра волн и буря — с жизненными невзгодами.
Одновременно
с прихотями морской бури лирический герой произведения видит сон, в котором дает
волю своей фантазии. Ф.И. Тютчев не жалеет выразительных составных эпитетов для
характеристики этого чудесного сна («болезненно-яркий», «волшебно-немой»). Перед
лирическим героем словно в один миг проносится вся жизнь: «Земля зеленела, светился
эфир, Сады-лавиринфы, чертоги, столпы, И сонмы кипели безмолвной толпы. Я
много узнал мне неведомых лиц, Зрел тварей волшебных, таинственных птиц...». Лирическое
чувство так возвышает и окрыляет его, что он сравнивает себя с богом («По высям
творенья, как бог, я шагал, И мир подо мною недвижный сиял». Однако в финальной
строфе в область видения вновь врывается грохот пучины морской.
На уровне подтекста можно отождествлять разбушевавшуюся стихию
с реальными жизненными проблемами, а волшебный сон лирического героя — с идеальным
миром, образ которого так явственно проступает в мечтах, но никогда не воплотится
в реальности. Однако без него жизнь была бы лишь трудной обязанностью. Только в
мечтах и снах человек может достичь, пусть краткого, счастья и гармонии.
Образ моря чрезвычайно подвижен, динамичен. Его шум сливается
с воем ветра в единый, но хаотичный звуковой образ — образ «гремящей тьмы». Образ
тьмы является традиционным для поэтики индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Этой
тьме обыденного существования фантастический сон противопоставлен как образ светлый
и таинственный. Это легко узнаваемый мир поэтического творчества. Не случайно Ф.И.
Тютчев подчеркивает:
По высям творенья, как бог, я шагал,
И мир подо мною недвижный
сиял.
В момент творческого озарения мир словно застывает, перестает
существовать в сознании художника его вечная суета. Поэт чувствует себя творцом,
создателем своего шедевра. Поэтому его миссия столь ценна и возвышенна. Однако
в последней строфе реальность вновь врывается в мир художника- творца своим хаотичным
шумом. Антитеза мира творчества и реального соотносится в ней по звуковому принципу:
«тишина» — «шум», «И в тихую область видений и снов Врывалася пена ревущих валов.
Стихотворение «Сон на море» объемно и масштабно как по композиции
художественного пространства, так и по философской глубине. Обычная жизнь времени,
ее сиюминутные всплески хаотичны и преходящи. Творчество вечно, облачено в строгую
гармоничную форму. И лишь оно дает человеку подлинное наслаждение и возможность
почувствовать себя создателем и хозяином своей судьбы.
|