В стихотворении «Русской женщине» Ф.И. Тютчев пишет о тяжкой
судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие
жизни женщины. Нереализованные мечты, бедность впечатлений, ничтожность радостей
и благ — все это резко контрастирует с теми ценностями, которые автор перечисляет
в начале первой строфы (свет, искусство, любовь — все то, что составляет, по мнению
Ф.И. Тютчева настоящую, полноценную жизнь). Элегическую тональность усиливают в
стихотворении повторы внутри строфы («в краю безлюдном, безымянном», «на небе тусклом
и туманном»). Финал этой незримой ничтожной жизни поэт подчеркивает при помощи эпитетов
(безлюдный, безымянный, тусклый, туманный), сравнения («как исчезает облак дыма»),
оксюморона («живые помертвеют чувства»). В финале образ осенней беспредельной мглы
усиливает ощущение бесцельности существования человека вообще и незавидный характер
женской доли в России в частности. Н.А.Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий
день?» охарактеризовал строки этого стихотворения как «безнадежно-печальные, раздирающие
душу предвещания поэта, так постоянно и беспощадно оправдывающиеся над самыми лучшими,
избранными натурами в России».
«Певучесть есть в морских волнах...»
В стихотворении Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах...»
в полной мере проявился тютчевский пантеизм — обожествление, одушевление мира природы.
Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф:
«Est in arundineis modulation musica ripis», заимствованный у римского поэта
IV века до н.э. Лезония. В переводе с латыни он означает: «Есть музыкальная стройность
в прибрежных тростниках».
Примечательно, что шум морских волн рождает у лирического
героя чувство гармонии. В природе вообще доминирует «созвучье полное», в то время
как человек осознает разлад с нею. «Души отчаянной протест» направлен на бесполезное
противостояние человеческого разума миру природы. Однако он обречен остаться безответным,
как «глас вопиющего в пустыне», потому что человек все равно должен в итоге соединиться
с этим невозмутимым строем природного мира. В стихотворении доминируют вопросительные
интонации.
В третьей строфе возникает интересный образ: «И отчего же
в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?» Он восходит
к известному афоризму Б. Паскаля, наглядно иллюстрирующему хрупкость и конечность
бытия: «Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник
мыслящий».
Основные образы произведения можно разделить на две части:
«стройный мусикийский (музыкальный) шорох», «невозмутимый строй», «созвучье полное»,
подчеркивающие стабильность, и «зыбкие камыши», «призрачная свобода», «отчаянный
протест», актуализирующие зыбкость бытия.
В последней строфе Ф.И. Тютчев подчеркивает вертикальную
ось художественного пространства («от земли до крайних звезд»), что, в свою очередь, помогает
ему соотнести «землю» и «небо». Философское осмысление мира предполагает возможность
возвыситься над земной суетой и обратить свой взор к звездам.
Разлад в итоге порожден тем, что разум осознает конечность
бытия, в то время как природа вечна и неизменна в своем бесконечном многообразии.
Противоречие неразрешимо. Оно мешает человеку осознать гармонию
с миром и обрести ее в своей душе.
Из контекста произведения становится ясно, что гармонию поэт
видит не только в природе, но и в мире звуковых образов («певучесть», «мусикийский
шорох»). Таким образом, становится понятным, что поэзия — это, пусть кратковременный,
но верный способ для человека обрести гармонию с миром.
|