Восприятие, истолкование, оценка стихотворения
Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм"
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей
разрушится земных:
Все зримое опять
покроют воды,
И божий лик изобразится в
них!
Это стихотворение Тютчева написано в 1829 году.
Я считаю, что в основе этого стихотворения лежит личное, разочарованное во всем земном,
неудовлетворенное душевное состояние автора, которым частично объясняется элегический
настрой стихотворения; желание предугадать страшное будущее, ждущее
человечество; размышления над концом света, который когда-нибудь наступит.
Стихотворение состоит из одной строфы – катрена.
(Этого оказалось для поэта достаточным, чтобы выразить свою философскую идею!)
Но по смыслу эту строфу можно разделить
на две части - первые два стиха и последние два. Если в первых строчках идёт
речь об умирании, разрушении, то присутствие Бога во второй паре строк говорит
о воскрешении вместе с Богом этого мира (ведь Бог вечен, и вечны те, кто верит
в Него).
Ф.И. Тютчев – признанный поэт-философ. У него
ничего не бывает лишним, каждое слово имеет какой-то определённый философский
смысл.
В стихотворении
две вечные стихии - земли и воды (именно они, как начало и конец жизни).
Рисуя гибель земли под водой, Тютчев обращается к библейскому мифу о всемирном
потопе и Ноевом ковчеге. В этом обращении к данному мифу есть указание на
одновременные явления - гибель и спасение.
В стихотворении
неизбежность конца света и человеческое
бессилие его предотвратить гармонично сочетаются с уверенностью в такой
же неизбежности возрождения, возрождения не только духовного, но и физического.
В строке «Все зримое опять покроют воды» особенно привлекает внимание слово
«опять»: почему именно «опять», а не другое слово? Я думаю, что словом «опять»
он подчёркивает мысль о цикличности всего сущего: возникновение жизни на нашей планете,
которая, выйдя из водной стихии, через некоторое время опять подчиняется ей,
таким образом, происходит вечная смена, чередование небытия и бытия.
На мой взгляд, идея этого стихотворения
заключается в строчке: «И божий лик изобразится в них». В ней высказывается
мысль, что все устройство жизни с
момента ее появления и до Апокалипсиса (или как еще его называет автор,
«последнего катаклизма») происходит по воле Божьей и ничего на свете не совершается без его
ведома. Истинный образ Бога непостижим для грешного народа. Но Бог и народ всегда взаимосвязаны (ведь нельзя людям жить
без веры, а Бог есть вера). Взаимосвязь между ними очевидна: Бог создает
человечество, а человечество Бога. Только после «последнего катаклизма»
истинный лик Бога отразится в покрывшей землю водной глади. Основным
поэтическим образом этого стихотворения является Бог. Он воплощается в картину
морской глади и присутствует там в виде своего отражения.
Философский характер стихотворения подчеркивается
употреблением автором отвлечённой, тяготеющей к обобщению лексики
("последний час природы", "все зримое", "божий
лик"), совершенно не виден за строчками лирический герой со своим личным
«я», чувствами и эмоциями. Но есть то, что выдаёт некоторое присутствие
человеческого: слово «зримое» (устаревшее слово «зри», однокоренное –
«зрачок»), которое указывает на того, кто может и должен видеть («Зри в
корень!», «зорко только сердце») – человека.
Интонация этого стихотворения неспешная,
спокойная, задумчивая.
В этом стихотворении есть
изобразительно-выразительные средства, с помощью которых передаются мысли и
чувства автора. Показанный образ Бога, отраженного на лоне сплошных вод, -
совмещение несовместимых понятий, ведь Бог не имеет плоти и существующий как
дух обретает образ, а волны здесь
выполняют отражающую функцию, что наводит на мысль о зеркале, следовательно,
здесь скрытое сравнение вод с зеркалом.
Существующая в первых строчках инверсия («Состав частей разрушится
земных»), подчёркивает неотвратимость и противоестественность разрушения, а
правильный порядок слов в двух других строчках говорит о неизбежности созидания
и вечности этого мира. Высокий пафос и патетичность стихотворению придаёт
восклицание автора в последней строке, а также использование высокой книжной
лексики.
Стихотворение написано пятистопным ямбом с
мужскими и женскими окончаниями. Рифмы в стихе точные, перекрестные, открытые и
закрытые. Это придаёт стихотворению ощущение неоднозначности, присутствия двух
противоположных миров.
Как любое гениальное произведения, стихотворение
«Последний катаклизм» содержит в себе незримые пласты человеческого разума,
мыслей и мировидения, исследовать которые может ещё долго человечество. И
каждый человек увидит что-то своё, близкое ему по духу, и мысленно согласится с
автором, или вступит с ним в спор. А это главное назначение философской лирики – дать
человеку толчок к размышлениям, научить по-своему видеть этот мир, высказывать
свою точку зрения, помочь стать личностью.
|