Вторник, 16.04.2024, 08:35


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [41]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ТЮТЧЕВ

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева « От жизни той, что бушевала здесь»

Ф.И. Тютчев – поэт, чье творчество близко и дорого мне. Очень часто я открываю сборник его стихотворений и читаю самые мной  любимые строчки. В собрании тютчевской лирики произведение, о котором пойдет речь, обычно стоит на одном из последних мест. И это не только хронологическая формальность. Особая роль стихотворения в контексте творчества поэта отмечалась литературоведами неоднократно, потому что  это стихотворение - итог, стихотворение - завещание. Разговор о нем помогает увидеть некоторые существенные черты  художественного мира Тютчева.

В лирике Тютчева обычно выделяют несколько тематических пластов: любовная, интимная лирика; лирика природы, пейзажная; философская лирика; наконец, стихи « на случай». Такая тематическая, а не жанровая  классификация не случайна, но это деление  в значительной мере условно; за разными тематическими пластами обнаруживается единый принцип видения мира - философский.

Каков он, «мирообраз», в какой «картине Вселенной» воплощается его философская мысль? В лирике Тютчева очевиден ряд противопоставлений, которые намечает В.Н. Касаткина: «В мировом бытии Тютчев выделил два начала: космос  (мать-земля) и хаос. Космос получил определения: светлый, гармоничный, молодой, радостный, телесный, одушевленный, день, жизнь. Хаос стоит в ряду определений: мрак, дисгармония, страх, бестелесность, бессознательность, сон, сновидения, ночь, смерть, бездна».

Тютчевский человек может чувствовать свою гармонию с природой. Знаменитые тютчевские « весенние» и «летние» стихи схватывают как раз мгновения гармонии:

                                          И любо мне, и сладко мне,

                                          И мир в моей груди,

                                          Дремотою обвеян я –

                                          О время, погоди!

Таков светлый полюс тютчевского  бытия. Но он – лишь мгновение. Гораздо чаще при осмыслении мира человек испытывает совсем другие чувства:

          

                                          А  я здесь в поте и в пыли,

                                          Я, царь земли, прирос к земли!

Трагическое одиночество в мироздании, трагическая невозможность конечного познания мира, трагедия любви, трагедия смерти, небытия с разных сторон окружают человека.

А теперь обратимся к нашему стихотворению. Композиционно его можно разделить на две части по принципу: конкретный пейзаж – философское обобщение.

                                          От жизни той, что бушевала здесь,

                                          От  крови той, что здесь рекой лилась,

                                          Что уцелело, что дошло до нас?

                                          Два-три кургана, видимых поднесь…

  От прошлого действительно ничего не осталось, ничего конкретного, ничего из того, за что может зацепиться память современного человека. Бушевала жизнь – бурная, многообразная, но какая, чья? Лилась кровь – но она лилась всегда, во все века, а о чьей крови идет речь здесь неизвестно. Даже следы прошлого в настоящем – курганы сохранились только потому, что они природны, естественны. Причем оттенок предположительности вносится и в их количество: два-три кургана, два-три дуба на них. Даже самое точное и бесспорное – число - в мире стихотворения оказывается зыбким, предположительным.

Уже с первых строк Тютчев начинает спор с собой. Зыбким, предположительным здесь оказывается не только  историческое время и пространство, но и пространство, и время природное. Отсутствует противопоставление дня и ночи, весны и осени, севера и юга, нет привычной пейзажной конкретности.  Пейзаж в отличие от многих других стихотворений поэта обобщен. Это -  природа  вообще, природа, взятая как целое, и противопоставлена она уже человечеству как целому, взятому во всю его историческую глубину человеческой истории. В первых строфах природа и история даны как явления соизмеримые в своей красоте, значительности, силе  («жизнь бушевала», «кровь рекой лилась - дубы раскинулись, красуются, шумят»). Разрешающим противостояние  оказывается не тревожный вопрос третьей строки:

                                          Что уцелело, что дошло до нас? –

 а взрывной, удивительный по смелости и точности конец строфы:

                                                               … нет им дела,

                                          Чей прах, чью память роют корни их.

В ней – зерно последующего философского размышления: деревья разрушают не только материальное – прах, но и духовное – память. Утрата же памяти, по Тютчеву, страшнее смерти. В нашем стихотворении речь идет о памяти исторической. Переход ко второй части стихотворения подчеркнут  сменой способа рифмовки: опоясывающая рифмовка в первых двух строфах сменяется перекрестной рифмой третьей и четвертой строф:

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих – лишь грезою природы.

Вместо «бушевавшей жизни» появляется некое «мы», наши « призрачные годы», за которыми  по-прежнему подразумевается любой, каждый.

И завершается стихотворение образом « бездны», поглощающей всех, каждого, саму историю:

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Здесь  образ «бездны» в «святом виде» содержит многие предшествующие образные оттенки: это и бесконечность пространства и времени, и итог бытия, и смерть. Уходит в небытие, в бездну, исчезает под курганами история. В двух последних строфах Тютчев формулирует философско - поэтический итог жизни. Он сделал акцент не на будущем, а на уходящем, поэтому стихи приобрели более драматический характер.

«Мужайся, сердце, до конца!» сказал когда-то поэт. Сдержанное мужество человека, бесстрашие его мысли перед угрозой и реальностью не только личного, но и исторического небытия воплотились в самой структуре замечательного стихотворения – эпилога  тютчевской лирики.

В данной работе  дается анализ философского стихотворения Ф.И.Тютчева. Размышления поэта  помогают ученикам взрослеть, познавать себя и окружающий мир.

Автор работы  размышляет  вместе с поэтом о смысле жизни. Научиться понимать поэтическое слово нелегко, но, если  стремишься к этому, откроешь для себя огромный мир, полный красоты.

Категория: ТЮТЧЕВ | Добавил: admin (03.11.2016)
Просмотров: 4274 | Теги: стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, анализ поэтического текста, анализ стихотворения, анализ литературного про, стихотворный размер | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0