Тютчев - поэт, чье творчество близко и дорого мне.
Очень часто я открываю сборник его стихотворений и читаю самые мной любимые строчки. В собрании тютчевской лирики
произведение, о котором пойдет речь, обычно стоит на одном из последних мест. И
это не только хронологическая формальность. Особая роль стихотворения в контексте творчества
поэта отмечалась литературоведами неоднократно, потому что это стихотворение - итог, стихотворение -
завещание. Разговор о нем помогает увидеть некоторые существенные черты художественного мира Тютчева.
В лирике
Тютчева обычно выделяют несколько тематических пластов: любовная, интимная
лирика; лирика природы, пейзажная; философская лирика; наконец, стихи « на
случай». Такая тематическая, а не жанровая
классификация не случайна, но это деление в значительной мере условно; за разными
тематическими пластами обнаруживается единый принцип видения мира -
философский.
Каков
он, «мирообраз», в какой «картине Вселенной» воплощается его философская мысль?
В лирике Тютчева очевиден ряд противопоставлений, которые намечает В.Н.
Касаткина: «В мировом бытии Тютчев выделил два начала: космос (мать-земля) и хаос. Космос получил определения:
светлый, гармоничный, молодой, радостный, телесный, одушевленный, день, жизнь.
Хаос стоит в ряду определений: мрак, дисгармония, страх, бестелесность,
бессознательность, сон, сновидения, ночь, смерть, бездна».
Тютчевский человек может чувствовать свою гармонию с природой.
Знаменитые тютчевские « весенние» и «летние» стихи схватывают как раз мгновения
гармонии:
И любо мне, и сладко мне,
И мир в моей груди,
Дремотою обвеян я –
О время, погоди!
Таков
светлый полюс тютчевского бытия. Но он –
лишь мгновение. Гораздо чаще при осмыслении мира человек испытывает совсем
другие чувства:
А я здесь в
поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!
Трагическое одиночество в мироздании, трагическая невозможность
конечного познания мира, трагедия любви, трагедия смерти, небытия с разных
сторон окружают человека.
А теперь
обратимся к нашему стихотворению. Композиционно его можно разделить на две
части по принципу: конкретный пейзаж – философское обобщение.
От жизни той, что бушевала здесь,
От крови
той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь…
От
прошлого действительно ничего не осталось, ничего конкретного, ничего из того,
за что может зацепиться память современного человека. Бушевала жизнь – бурная,
многообразная, но какая, чья? Лилась кровь – но она лилась всегда, во все века,
а о чьей крови идет речь здесь неизвестно. Даже следы прошлого в настоящем –
курганы сохранились только потому, что они природны, естественны. Причем
оттенок предположительности вносится и в их количество: два-три кургана,
два-три дуба на них. Даже самое точное и бесспорное – число - в мире
стихотворения оказывается зыбким, предположительным.
Уже с
первых строк Тютчев начинает спор с собой. Зыбким, предположительным здесь
оказывается не только историческое время
и пространство, но и пространство, и время природное. Отсутствует
противопоставление дня и ночи, весны и осени, севера и юга, нет привычной
пейзажной конкретности. Пейзаж в отличие
от многих других стихотворений поэта обобщен. Это - природа
вообще, природа, взятая как целое, и противопоставлена она уже
человечеству как целому, взятому во всю его историческую глубину человеческой истории.
В первых строфах природа и история даны как явления соизмеримые в своей
красоте, значительности, силе («жизнь
бушевала», «кровь рекой лилась - дубы раскинулись, красуются, шумят»).
Разрешающим противостояние оказывается
не тревожный вопрос третьей строки:
Что
уцелело, что дошло до нас? –
а взрывной,
удивительный по смелости и точности конец строфы:
… нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни
их.
В ней –
зерно последующего философского размышления: деревья разрушают не только
материальное – прах, но и духовное – память. Утрата же памяти, по Тютчеву,
страшнее смерти. В нашем стихотворении речь идет о памяти исторической. Переход
ко второй части стихотворения подчеркнут
сменой способа рифмовки: опоясывающая рифмовка в первых двух строфах
сменяется перекрестной рифмой третьей и четвертой строф:
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.
Вместо
«бушевавшей жизни» появляется некое «мы», наши « призрачные годы», за
которыми по-прежнему подразумевается
любой, каждый.
И
завершается стихотворение образом « бездны», поглощающей всех, каждого, саму
историю:
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.
Здесь образ « бездны» в « святом виде» содержит
многие предшествующие образные оттенки: это и бесконечность пространства и
времени, и итог бытия, и смерть. Уходит в небытие, в бездну, исчезает под
курганами история. В двух последних строфах Тютчев формулирует философско -
поэтический итог жизни. Он сделал акцент не на будущем, а на уходящем, поэтому
стихи приобрели более драматический характер.
« Мужайся,
сердце, до конца!» сказал когда-то поэт. Сдержанное мужество человека,
бесстрашие его мысли перед угрозой и реальностью не только личного, но и
исторического небытия воплотились в самой структуре замечательного
стихотворения – эпилога тютчевской
лирики. |