Стихотворение «Есть в осени первоначальной...» Ф.И. Тютчева
— одна из самых прекрасных, поэтичных, мелодичных и совершенных по степени художественного
дарования элегий.
Элегия — жанр, в котором доминирует определенная философская
направленность, мотив прощания, ухода, сохранения чистоты души. Ф.И. Тютчев использует
образы природы для выражения сложного мира человеческой души. При этом в его художественном
мире проявляется пристрастие именно к пограничным состояниям души и природы. Тютчевские
элегии, мелодичные пейзажные зарисовки — один из способов преодолеть жизненное
одиночество. Поэт неоднократно жаловался на некие «припадки тоски», которые порождало,
вероятнее всего, ощущение конечности бытия. Известно, что Федор Иванович не считал себя профессиональным
поэтом. Его лирические откровения — чаще всего импровизации, зарисовки, сделанные
по мотивам живых впечатлений. Поэт порой сам ощущал их незавершенность, недостатки
и огрехи. Однако именно благодаря этим качествам они и становятся столь запоминающимися
и реалистичными. Необработанный слиток золота порой ценнее и важнее ювелирно отточенной
подделки.
В стихотворении проявляется излюбленная черта поэтики Ф.И.
Тютчева — подчеркивание вертикальных координат художественного пространства. В
мировоззрении поэта этот прием связан с идеей перехода от земной жизни к бессмертию,
от земли к небу.
Первая строфа в этой связи представляет собой небольшую экспозицию.
С осенью всегда в поэзии связан мотив завершения определенного жизненного цикла
природы: весной все расцветает, летом — благоухает, а осенью природа готовится
к зимнему сну. Ф.И. Тютчев тонко выделяет в осени особый период — первоначальный.
Именно в это время природа стоит как бы на грани расцвета своей красоты во всей
полноте и неизбежности скорого увядания. Эпитет «хрустальный» в полной мере характеризует
хрупкость и кратковременность этого периода. В последней строфе «И лучезарны вечера»
Ф.И. Тютчев подчеркивает мотив света.
Во второй строфе поэт подчеркивает, что к осени заканчивается
сбор урожая: «Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все». Интересен
ход в построении второй строфы: от обобщенной картины сбора урожая к тончайшей художественной
детали:
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Символично, что есть ощущение завершенности земледельческих
работ, осознание важности их итогов, но при этом нет чувства беззаботной праздности.
Простор и пустота вызывают у лирического героя лишь светлую печаль. Однако хрупкая
красота мира природы заставляет его, забыв про все, стоять и любоваться:
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Таким образом, природа у Ф.И. Тютчева выполняет функцию гармонизирующего
начала. Только в общении с природой человек способен познать ощущение вечности.
|