Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья...» — одно
из немногих произведений поэта, где философские мотивы уступают место социальной
проблематике.
Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене,
более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление
сытной и комфортной обстановки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни
русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного
права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину,
он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйственность, несовместимые с глубинной
духовностью:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Анафорические повторы усиливают настроение безысходности.
Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к проблеме,
ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И. Тютчев пытается объяснить, с каким
презрением и высокомерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не
заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной».
Однако самому поэту ведома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана
православной культурой. Он верит в счастливое будущее России, поэтому в заключительной
строфе так пронзительно звучат патриотические строки:
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
Финальный
аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским
видом и высочайшей душевной красотой и благородством. Душевная доброта, терпение
и смирение — вот те ценности, которыми так дорожит поэт в характере русского человека.
Именно их он благословляет именем царя небесного и наделяет тайным светом.
Свет — устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И.
Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина
с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна
поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроенность Ф.И. Тютчева с революционностью.
Известно, например, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем
точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мыслителя, так это в отсутствии патриотизма.
Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга
аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».
Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья...» прослеживается
три основных мотива: изображение страдающей России, погрязшей в нищете и рабстве,
противопоставление родины и стороны иноплеменной (как более благополучной, но
все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный»,
«небесный», «смиренный»), а главное — образом царя небесного, который становится
в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого
остается уповать в создавшейся ситуации.
|