Стихотворение Бальмонта " Я мечтою ловил уходящие тени … " было написано в 1895 году.
Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма.
В стихотворении "Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться,
есть и "очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному
устремлению человеческого духа от тьмы к свету.
Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах:
между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною...»),
небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы -
значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем
(светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении
героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми
никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил
…»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают
«уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей
Земли» наступает ночь - пора забвения и смерти для героя продолжает
сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а
далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми.
Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг
раздавались...»), что знаменует его полное слияние с высшим миром.
Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в
романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным
установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже
не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит
победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени...»). Тем самым
Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и
на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к
которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом»
предназначении поэта).
Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей
пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением
интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой
структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же
сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного
анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что
касается языка. Что же касается содержания стихотворения - оно
наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе
и ближе к своей цели.
|