В художественном мире каждого поэта есть стихотворение о
таинстве происхождения Слова и творчества. Но «К стихам» А. Тарковского – это
не столько стихотворение о сущности, «определении поэзии» (Б. Пастернак),
сколько об «определении» поэта, его духовного пути и о таинстве приближения
человека к творчеству. Попытка понять, как поэт, «странный человек» (Лермонтов),
появляется в мире – наверное, главная проблема искусства – и Тарковский словно
«стягивает» в одно стихотворение
культуру, опыт многих литературных направлений и мировоззрений и создаёт
свою, новую картину мира.
***
Художественное
время в стихотворении Тарковского затрагивает все эпохи – это отражается на
форме текста, его фонике и ритме.
Стихотворение
разделено на катрены – классическую, самую гармоничную и завершённую форму
строфы: в тексте нет ощущения «оборванности» звучания, суеты. Конец катрена
совпадает с концом предложения – и только в 3-ей строфе ритм сбивается: она
синтаксически связана с 4-ой. Но главной фигурой «нарушения» ритма становится
единственный перенос (enjambement):
…а вы
Упали мне на грудь
нечаянно… -
он делит на 2 части не только строфу, но и мир стихотворения,
жизнь самого лирического героя.
Текст
Тарковского по построению близок к «твёрдой» форме – ритмический рисунок
остаётся одинаковым на протяжении всего стихотворения. В стройном классическом
4-хстопном ямбе появляется пиррихий (в чётных стихах – на 1 и 3 стопе, в
нечётных – на 2) По словам К. Бальмонта, «ямб – стих выразительный, живописный…сабельный,
ударный. Весь явный и завершённый, совсем не таинственный» - звучание
стихотворения остаётся плавным, мерным, несмотря на быстрое, динамичное
развитие сюжета.
Тип
рифмовки в стихотворении постоянный – перекрёстный с чередованием мужской и дактилической
клаузулы. Дактилическая рифма часто встречается в русской фольклорной лирике –
такая рифма создаёт ощущение лёгкости стиха, напевности, замедления звучания.
Но темп стихотворения ускоряется к 3-ей строфе – анафора («и») и стилистическая
фигура «кольца»
Мне вытянули горло длинное
И выкруглили душу мне
И
обозначили былинные
Цветы и листья на спине…,
выделяют её как ритмическую кульминацию, которая становится идейным центром
текста – в последней строфе темп вновь замедляется, «успокаивается».
Внешняя
форма текста определила его построение - стихотворение Тарковского имеет
трёхчастную композицию. Первая и последняя строфы выделяются в отдельные части,
2-ая, 3-я и 4-я строфы заключены в «рамку» - но она будто скрытая, «смысловая».
Первая
часть – это развёрнутое обращение «к стихам» - отражение заглавия. В ней появляется
лирический субъект текста («стихи мои…»), максимально близкий автору – и
возникает интонация искренней исповеди поэта, который доверяет свой внутренний
мир читателю. Лирический герой стихотворения пытается определить сущность
творчества, понять его противоречия: строфа целиком построена на антитезе, и каждое
«обращение» к стихам – это часть «определения поэзии».
Стихи –
это «птенцы» и «наследники», выращенные, сотворённые Словом и поэтом.
Лирический герой Тарковского принимает литературную традицию, заявленную в
«Памятниках» Пушкина и Державина – его творчество становится наследием, которое
«прах переживёт и тленья убежит» (А. С. Пушкин).
В
следующем стихе появляется иное обращение – «душеприказчики».
Душеприказчик
– это «исполнитель последней воли покойника, по поручению его» («Толковый
словарь…» В. И. Даля). Но слово имеет отрицательную семантику из-за своей
внутренней формы: «душеприказчик» - «приказывает душе», принуждает человека.
Возникает «вибрация смыслов»: стихи у Тарковского исполнят его волю – но сейчас
они «владеют» душой поэта, «судят» его и «спорят» с ним («истцы»). Поэт зависим
от таланта - творчество становится не только очищением, но и причиной
внутренней несвободы.
И стихи
слишком часто бессильны («молчальники») перед новым, постоянно изменяющимся
миром. Настоящее Слово должно быть близко к музыке, иначе оно будет неверным и
грубым («Silentium» – просили
Тютчев и Мандельштам, боясь потерять «всего живого ненарушаемую связь»). И,
устав от торжества Слова, А. Блок приказывал:
Молчите, проклятые
книги!
Я вас не писал
никогда! –
но «забыться сном
навсегда» и отречься от творчества невозможно: «проклятые книги» стали
частью души поэта и его Бытия.
В мире
стихотворения Тарковского вновь «сочетается несочетаемое» - «молчальники»
становятся «собеседниками», разговором поэта не только с Музой, но и с Богом –
и Тарковский переходит от резких, бытовых образов («душеприказчики, истцы») к
онтологическим («смиренники и гордецы»). В стихотворение вплетается религиозный
контекст: противостояние смирения – покаяния, мудрого приятия жизни, и гордыни
– самого тяжёлого греха перед Богом. Творчество приносит духовное очищение, но
в то же время – чувство ожидания гордой Музы, «мученья и ада» (А. Блок). В
начале стихотворения собраны все «опоры» текста, и «определение поэзии»,
кажется, найдено – это противоречивый,
стихийный мир, который «держит» душу поэта.
***
«История
души человеческой» (Лермонтов), «миф» о происхождении поэта становится основой
лирического сюжета стихотворения. Художественное время в тексте уходит к началу
Бытия - и читатель становится свидетелем сотворения человека. Чудо Явления («я
чудом вырос из-под рук») словно «схвачено» поэтом – это момент рождения мира и
поэзии.
Но в
стихотворении Тарковского поэт – ещё «прах земной» «без роду и без племени», и
лирический герой словно «удивлён» тем, что он живёт, как и лирический герой в
раннем стихотворении Мандельштама:
Дано мне тело - что
мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
Но человек ещё не стал человеком – «лопата
времени» только «швырнула» его на «гончарный круг». В мифологическом сюжете
стихотворения (миф о сотворении человека из глины существовал у древних народов
Междуречья) появляется образ времени. Литературная традиция вновь «сломана»:
время в культуре ассоциировалось с течением реки, движением, дорогой. Но уже
Пушкин иронично снижает образ времени в лирике:
Ямщик лихой, седое
время,
Везёт, не слезет с
облучка…
Позже Б. Пастернак ещё резче напишет о пренебрежении к
времени:
По стене сбежали
стрелки,
Час похож на
таракана…
Поэт у Пушкина и Пастернака
переосмысляет время – и пытается не бояться его мерного хода. Тарковский,
соединяя предметное и отвлечённое, создаёт неожиданный, «осязаемый» образ –
«лопата времени». Время в контексте стихотворения становится символом
случайности, которая стала причиной появления человека. Оно вписано в историю
души поэта и нового, молодого мира вокруг него.
Сюжет стихотворения
словно «сжимается», сосредотачивается на одном чуде - сотворении человека.
Грубое ремесло («гончарный круг») становится «ювелирным» - происходит рождение
поэта. Тарковский делает акцент на слове «мне» - лирического героя и его
метафорический образ в стихотворении трудно разделить. Он предчувствует, что
скоро перестанет быть «глиной» - у него идеальная, «круглая» душа, «горло
длинное» - ощущение голоса, Слова, и только намеченное, «обозначенное» умение
создавать искусство («былинные цветы и листья на спине…»). Лирический герой –
уже поэт, но поэт без стихов, поэт, который молчит.
И человек
в стихотворении Тарковского изначально несвободен – но он сам будто не знает,
что уже не принадлежит себе. Лирический герой вынужден иметь «округлённую» душу
и «былинные цветы и листья на спине» - его судьба предопределена свыше. Сотворение
поэта – это ремесло: сейчас он подчиняется рукам Бога. А пережив преображение,
поэт останется зависимым от своего дара, «страшных ласк» (А. Блок) Музы,
которая также будет «округлять» душу человека, «учить» его быть Пророком и
видеть мир истинным. И «горло длинное» поэта, наверное, будет «сжато» не только
внутренней, но и внешней несвободой:
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне…
(В. Маяковский, «Во
весь голос», 1929-30)
Происхождение
человека перестаёт быть случайностью: в мире стихотворения происходит перелом –
это отражается на звучании текста. В фонике строфы сталкиваются плавные, мягкие
сонорные «л», «м», «н» и твёрдый, тяжёлый повтор глаголов «вытянули, выкруглили,
обозначили» - чудо рождения человека соединяется с ощущением внутренней
несвободы. Именно в этой строфе чётко проявляется ритмический рисунок
стихотворения.
Но человек
готов стать Пророком: плавное звучание завершается – в стихотворении появляется
жёсткий, звонкий стих – «И я раздвинул жар берёзовый…». Происходит таинство преображения человека – он становится
поэтом, приобретает «голос». Стоящий у истоков мира, поэт может видеть его
первоначальным, «младенческим» - он, как и лирический герой Мандельштама
Из омута злого и вязкого
…вырос, тростинкой шурша… -
и пытается «охватить» чувства, «пережить» их:
Я счастлив жестокой
обидою,
И в жизни поxожей на сон,
Я каждому тайно завидую
И в каждого тайно влюблен.
Поэт вобрал в себя «жар берёзовый», «былинные цветы и листья», ненависть и
влюбленность в молодой мир. Ему, как пушкинскому
Пророку, становятся доступными
И горний ангелов
полет,
И гад морских
подводный ход,
И дольней лозы
прозябанье…
Но поэт
у Тарковского – «как пророк». В стихотворении Пушкина именно «Бога глас»
- источник жизни поэта, его вдохновения: творчество, которое несёт Пророк,
позволяет человеку услышать Бога. В тексте Тарковского только ощущается его присутствие,
«руки» («чудом вырос из-под рук…») - поэт сам, попав в молодой мир «раздвинул
жар берёзовый», определил свой жизненный путь, как пророк Даниил, предсказавший
Царство Божие на земле. В стихотворении Тарковского образ Пророка получает
новое художественное толкование - его «голос» словно случаен, и лирический
герой вновь «удивлён» миром и своим поэтическим даром.
***
Но
пророк в стихотворении Тарковского остаётся «неприкаянным»: финал текста возвращает
лирический сюжет к «определению поэзии» и поэта. Поэт у Тарковского – только
«скупая земля», «человек без времени» и Дома. Он не ждёт своего преображения,
точнее – не знает о нём, в отличие от Пророка Пушкина, который осознавал своё
высокое предназначение и чувствовал «духовную жажду»:
И он мне грудь
рассек мечом,
И сердце
трепетное вынул,
И угль, пылающий
огнем,
Во грудь
отверстую водвинул…
|
…а вы
Упали мне на грудь нечаянно
Из клювов птиц, из глаз травы.
|
Поэзия,
по Тарковскому, случайна – она «нечаянно» вплетается в жизнь человека с
«округлённой», детски-наивной душой. Настоящее преображение поэта – тихое и
незаметное, «нечуемое никем» (О. Мандельштам), кроме «первого» вдохновения и
ещё «неприкаянного» пророка. И лирический герой «оставил о нём книгу» (Б.
Пастернак, «Охранная грамота») – стихи о рождении поэта.
И сейчас
лирический герой, кажется, знает о происхождении поэзии – «из клювов птиц, из
глаз травы» - из «сора» (А. Ахматова). В последней строфе стихотворения
Тарковского возникает литературная перекличка с художественным миром Б.
Пастернака, который тоже пытался найти свое «определение поэзии»:
Это - круто
налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок.
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок… -
это – переплетение случайностей, «чудес» постоянно
изменяющегося мира. И эта поэзия – единственно верная:
И чем случайней,
тем вернее
Слагаются стихи
навзрыд… -
и творчество становится для поэта преображением,
наполняет его внутренний мир. Душевная пустота для поэта – это смерть,
возвращение к времени, когда человек был глиной:
Кто создан из
глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и
нагробные плиты…–
говорит М. Цветаева: она уже принадлежит творчеству («в
купели морской крещена…»). Но такое бессмертие доступно только поэту – потому,
что он отдаёт душу «птенцам и наследникам» и готов быть зависимым от Слова и
своего таланта. Марина Цветаева права: «Стихи есть бытие» - полное
противоречий, мучительного ожидания Музы, внутренней несвободы, духовного
очищения – бытие поэта. |