Понедельник, 05.12.2016, 21:33

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [39]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА

Времена года в лирике русских поэтов

Со многими стихотворения русских поэтов о родной природе я был знаком с начальной школы, а вот анализировать эти стихи мне пришлось впервые. Работать было очень интересно: я увидел богатство материала, хотелось проследить много разных мотивов, но вскоре стало ясно, что всё в одной работе не охватить. И я решил остановиться на одно задаче: проследить смену дня и ночи во всех нюансах и оттенках, узнать, каждому ли часу суток посвящены стихи, есть ли предпочтения  во временах года, одинаково ли описание, например, рассвета у разных поэтов, и какие при этом тропы используют авторы.

 

Зима

  Зимнему утру  посвятили свои стихи  А.С.Пушкин, А.Н.Майков, Ф.И. Тютчев, И.А. Бунин, А.А. Фет.

   Самое раннее утро я нашёл в стихотворении Ф.И. Тютчева «Декабрьское утро». Солнце ещё не показалось и поэтому «на небе месяц царит себе»(метафора), но вот-вот «ночь испарится»(метафора) и  «в полном блеске  проявлений вдруг нас охватит мир дневной»(метафора). Поэт описывает те  едва различимые мгновения, когда мы понимаем, что ночь только что прошла. Яркое олицетворение «встрепенулся день» показывает быстрый зимний рассвет.

   Эстафету принимает А.Н.Майков стихотворением «Зимнее утро». Сочные эпитеты – «янтарное зарево», «иглистый иней», «пылающие небеса» - рисуют картину солнечного зимнего утра. Метафоры  «зеркало реки», «снегов серебро»,  «дома, крытые ковром, младого снега» дополняют этот образ.

   Пушкинское утро называется «день чудесный», возможно, это утро ближе к обеду, когда человек хорошо высыпается и может вдоволь налюбоваться « великолепными коврами … снег лежит» (метафора), «прозрачный лес один чернеет» (эпитет)  (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)

     Зимний день не является главным героем стихотворений, хотя косвенно показан во многих стихах. Но в данной работе я исследую только те стихотворения, в заглавие которых указанно определённое время суток (или в первой строке).

   Сумеркам посвящает стихотворение И.А.Бунин. Эти мгновения передаются через  тревожную метафору «грусть, провожающая день»,  и сравнения – «Как дым, седая мгла мороза застыла в сумраке ночном. Как привидение, берёза стоит, серея, за окном». Есть олицетворение, добавляющее тоскливые нотки: «бледный призрак дня … глядит сквозь сумрак на меня». (И.А.Бунин «Сумерки»)

    Зимний вечер выглядит пугающим, зачастую связан с непогодой, которая стремится заморозить человека. Такое восприятие холода помогает передать олицетворение.  «Буря мглою небо кроет… то, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя» (А.С.Пушкин «Зимний вечер»)

    Ночь зимняя представлена ярко в лирике И.А. Бунина. В доном из стихотворений она «ледяная», ей  сопутствует «мёртвая печаль» (эпитеты) (И.А.Бунин «Ночь»). В другом - «свет серебристо-голубой, как в сказке льётся» (эпитет и сравнение), «звёзд узор», «фосфором дымится снег» (метафоры), «серебристые ресницы» любимой,(эпитет)  (И.А.Бунин «Мороз»). В третьем соединились жуткие и красивые картины: эпитет «волчья мгла», сравнение  «как мёртвая, стоит  в выси луна», олицетворение «луна…глядит на тень мою» противостоят спокойной картине «на севере огни полночных звёзд горят из тьмы, как из пушистых гнёзд», «снег меж кустов туманно-голубой, осыпан жёсткой серою крупой» (И.А.Бунин «Ночь зимняя мутна и холодна»)

Но самая красивая ночь в стихотворении И.А.Бунин «Крещенская ночь»

Ночь – «тёмный ельник снегами, как мехом, опушили седые морозы, в блёстках инея, точно в алмазах, задремали, склонившись, берёзы» (сравнение и олицетворение), «убаюкала вьюга седая дикой песнею лес опустелый, и заснул он, засыпанный вьюгой…» (олицетворение), «ветви и тени в лунном свете узоры сплетают», «хрустальное царство лесное» (метафоры).

 Весна  

Утренних и дневных весенних часов как главных героев стихотворений  в рассматриваемых мной сборниках я не нашёл. А вот описания вечера есть.

Вечерние зарисовки награждёны эпитетами – «светлый вечер», «холодный сумрак», «озябший чернозём» (И.А.Бунин «Догорел апрельский светлый вечер…»); «поля просторные, немые», «ленивый ветр», «бессонный лист», «тень глубокая» (И.С.Тургенев «Весенний вечер»). Несмотря на весеннюю пустоту лесов и полей поэты показывают, что даже в такое  время суток, когда «догорел вечер», можно уловить весну:  «гуляют тучи золотые» (олицетворение), «звезда дрожит в огнях заката» (метафора) (И.С.Тургенев «Весенний вечер»); «весна … зорко смотрит в тёмные поля»,(И.А.Бунин «Догорел апрельский светлый вечер…»)

Ночь весенняя переменчива и в стихотворениях то тяжёлые эпитеты -  «стонущие берёзы», «глухие поля», «свинцовые воды», то лёгкие сравнения и метафоры: «первые весенние туманы расползались медленно, как дым», «юной жизни тайна в мир пришла под кровом темноты» (И.А.Бунин «Три ночи»)

 

Лето

     Лето представлено в лирике русских поэтом ярко и многогранно. Начинается с рассвета, который описать помогают эпитеты, например: «бледные небеса», сравнения: «как стая птиц, в пустыне одиноко белеет форт», метафоры и олицетворения:«веет юной радостью с полей, сумрак ночи прячется в лесах» (И.А.Бунин «Рассвет»)

    Летнее утро – «молодое утро», «сияющий простор», «нежно-млечная синева»,  «с высоты к востоку смотрят горы», «тают в море белые узоры», «из-за гор восходит солнца свет – точно горы светлою улыбкой отвечают братьям на привет»,  (И.А.Бунин «Утро»)

Утро – «пурпурово-золотое», «царственный покой», «серебристыми лучами», «ночь сняла свои туманы» (П.А.Вяземский «Утро»)

Утро – «зеркальная вода», «роса серебристая», «кудрявый лозняк», «солнце… на поля, на луга, на макушки ракит золотыми потоками хлынуло» (И.С.Никитин «Утро»)

Полдень - «Горит хрусталь, горит рубин в стекле», «снег, кипящий в глубине», т.е пена морская (метафоры), «горячий сон», «сухие небеса» (эпитеты) (И.А.Бунин «Полдень»)

      Вечер – «вечер ясный», «дремлющие воды», «одинокая звезда» (эпитеты), «звезда, как ласточка, по лону волн скользит крылом» (сравнение) («Н.П.Огарёв «Вечер»)

Поздний вечер – «свет таинственный и кроткий»,  «месяц молодой», «зеркальная вода»(эпитеты), «листва сквозит узором чётким»(метафора) (И.А.Бунин «Не угас ещё в дали закат»)

Вечер – «освежённый луг», «ленивый ветерок», «роса коралльная» (эпитеты) (А.В.Кольцов «Вечер»)

Вечер – «гладь водного стекла» (метафора)(А.Н.Майков «Картина вечера»)

Вечер –  «спящая вода», «чуткий воздух», «пленительная ночь»(эпитеты), «Вдали виднеются рассыпанные хаты»(метафора) (А.К.Толстой «Вечер»)

Вечер – «зари догорающей пламя рассыпало по небу искры»(метафора) («Я.П.Полонский Вечер»)

 Летняя ночь – это и «лазурно-фосфорическая пыль», «тихий прибой», «туманная мечта» (И.А.Бунин «Ищу я в этом мире сочетанья…»), и   «сонный бор», «предрассветная мгла» (И.А.Бунин «Ещё утро не скоро, не скоро…»), и «безотрадный сон», «чуткая темнота» (Ф.И. Тютчев «Ночное небо так угрюмо…»), и «вода золотая» (И.С.Никитин «Рассыпались звёзды, дрожат и горят…»). Легко можно заметить. Что эпитеты передают покой, умиротворённость, красоту  летней ночи.

Красива река, когда волшебным кажется «зеркало воды» и  «столпом стеклянным светит полоса» (метафоры). Рассказать о летней ночи поэтам помогают сравнения - «как письмена, мерцают в тверди синей Плеяды, Вега, марс и Орион» (И.А.Бунин «Ищу я в этом мире сочетанья…»),–«одни зарницы огневые …, как демоны глухонемые» (Ф.И. Тютчев «Ночное небо так угрюмо…») - и олицетворение-« ночь по долинам идёт», (И.А.Бунин «Ещё утро не скоро, не скоро…»), «А ночь через лес торопливо ползёт, ползёт – и листа не зацепит; Насупила брови, глазами сверкнёт – широкое поле осветит» (И.С.Никитин «Рассыпались звёзды, дрожат и горят…»)

 

Осень

Осень, пожалуй, является одним из любимых времён года у русских поэтов. Ей посвящено много стихотворений, но в них она сама и является главной героиней. А вот если говорит о времени суток, то доминирует вечер и ночь. Наверное потому, что осень –конец года, вечер – конец суток.  Два этих времени очень грустны.

Вечер – «бездонное небо, «усталый взгляд»--эпитеты (И.А.Бунин «Вечер»)

Вечер – «умильная, таинственная прелесть», «зловещий блеск», «томный шелест», «Грустно-сиротеющая земля» (Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»)

Вечер – «О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба старуха челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадётся мглой к овсяному двору.» (С.А.Есенин «О красном вечере задумалась дорога…»

Полночь – «городок …подавлен безответной тишиною»(метафора), «скользит луна зеркальной белизною»(метафора), «сырая полночь», «мутная мгла»(эпитеты), «волна качает сваи»(олицетворение), «и валуны, в шипящей серой пене, блестят внизу, как спящие тюлени»(сравнение) (И.А.Бунин «Полночь»).

 

Выводы:

В стихотворениях русских поэтов о родной природе есть строки посвящённый любому времени суток в любое время года: утру, дню, вечеру, ночи.

Значительная часть стихотворений посвящена летнему вечеру.

Художественные тропы помогаю передать нюансы, полутона в смене дня и ночи.

В стихотворениях о родной природе ведущую роль занимают эпитеты.

Категория: ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА | Добавил: admin (30.08.2012)
Просмотров: 2699 | Теги: рифма, литота, стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, анализ стихотворения, метафора, сравнение, стихотворный размер | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0