Прежде чем проанализировать стихотворение этого поэта, хочу отметить,
что смысловое строение стихов у Анненского сложное. Образы "вещного
мира”, как и фигуры людей, ихголоса, доносящиеся извне, вступают в
постоянную перекличку с внутренним миром поэта, вызывают в нем глубокие
отзвуки, "я” переплетается с "не я”, одно из них просвечивает сквозь
другое, и поэтическое целое создается благодаря лишь этому
проникновению. Сложновато, но проще поэзию Анненского и не объяснишь.
Итак, я выбрал стихотворение "Смычок и струны”:
Какой тяжелый, темный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны! Мгновенное впечатление читателя, впервые впитавшего своим воображением
эти строки, таково: в мрачной комнате скрипач — со своей скрипкой. На
душе печально. Впервые предмет любви, скрипка, в лунном свете,
показалась чужой. Столько лет была частью души музыканта, и вдруг... Он,
оказывается, совсем ее не знал... Она, оказывается, только
притворялась, что они одно целое... Просто была молодость, надежды на
лучшую жизнь, благодаря его таланту и ее любви к нему. И вот... все
рухнуло. Он талантлив, в этом сомненья нет, значит, причина
несостоявшегося счастья — в ней, в этой вещице, от которой только и
требовалось, что любить, и все... Оказалось, она была все эти годы так
же далека от него, как эти мутные небесные светила. Они хороши, когда на
душе светло, и моментально тускнеют, если в душе сумрачно...
Кому ж нас надо? Кто зажег
Два желтых лика, два унылых...
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.
Вторая строфа совершенно неожиданна: оказывается, не музыкант, а смычок
выступает в роли лирического героя, а музыкант — лишь сила и воля,
которая их свела со скрипкой. Но так как он (смычок) полностью зависит
от воли музыканта, то все равно в драме участвуют трое, и всем в данной
ситуации одинаково сложно разобраться в чувствах
О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.
Но здесь явно вопрошает музыкант. Он обращается к скрипке, как бы
посредничая между ней и смычком. Он, оставаясь пока в стороне, тем не
менее с упреком в голосе констатирует факт иных прошлых отношений между
смычком и скрипкой. Но читатель уже чувствует еле уловимую лукавинку,
ноту превосходства музыканта над смычком и одновременно — нотку
растерянности, потому что музыкант понимает свою первостепенность.
Значит, и вина за отчуждение, по сути, вся на нем.
Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? Довольно?..
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Опять я слышу попытки смычка восстановить отношения. Но скрипка понимает, что это зависит не от них, а от музыканта.
Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось...
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.
Смычок понял то, что скрипка разлюбила его навсегда и что не признается
ему в этом лишь из жалости к нему. Он понял также, что всегда его
счастье зависело от музыканта, от чужой воли. Он понял, что этот момент
рано или поздно должен был наступить, потому что первым разлюбить мог
только музыкант, и в тот же миг нелюбовь обрушилась на бедный смычок.
Страдания смычка и скрипки усиливаются еще и тем, что музыкант, сближая
их, не понимает, что это уже не музыка, а мука двух чужих существ,
сводимых против их воли в одно целое. Они вынуждены искать выхода друг у
друга, да не в их это силе...
Но человек не погасил
До утра свеч... И струны пели...
Лишь солнце их нашло без сил
На черном бархате постели.
То, что смычок и скрипка понимают и находят в себе силы принять судьбу,
вызывает бурный протест у музыканта. Он не может смириться с таким
отчуждением против его воли. Он пытается восстановить, найти музыку
прошлого, ту самую... Но тщетно. Лишь физическое бессилие прекращает эти
муки.
Музыкант — бог для смычка и скрипки, он не может смириться с таким
финалом. А выход лишь один: музыкантдолжен вновь полюбить. Ибо без любви
нет ничего — ни Бога, ни человека.
Я сделал монографический разбор стихотворения Анненского, пойдя по
ассоциативному пути. Вывод таков: смысловая связь между звеньями
стихотворения не прерывается, внутренне и внешне все психологические
переходы четко мотивированы, создано особое эмоциональное напряжение,
обусловленное приведенной житейской ситуацией, ответ на вопрос найден.
Итак, из этого следует, что И. Анненский — поэт большой психологической
силы и тонкости. Он не надеется только на интуицию. У него, как показал
разбор стихотворения, идет четкий психологический анализ. Анненский —
поэт-исследователь, певец и философ "вещного” мира, в котором он ищет
нравственный путь к своему подлинному "я”.
|