Суббота, 21.05.2022, 00:30





ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [41]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА

Анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Повесить его!"

Порой, привыкнув к многообразию литературного мира, перестаёшь удивляться новым элементам, жанрам, манере автора выражать мысли, сюжетам, композиции, затейливым оборотом речи и необычным героям. Сейчас, когда на литературном поприще трудятся множество молодых и талантливых писателей, творчество классиков для многих моих сверстников сливается в «большую бесформенную серую массу». Современная молодёжь, пытаясь угнаться за новинками своего времени, просто не имеет возможности познакомиться с классическими произведениями, так как  школьная программа даёт смутное представление о творчестве поэтов и писателей прошлого.

Стихотворения в прозе И. С. Тургенева в школьной программе изучаются как раз эпизодически, поэтому и вряд ли попадут в руки загруженному школяру.

«Тургенев – мастер языка и психологического анализа», ‑ так говорили современники писателя. Его произведения скорее напоминают чёткое и последовательное воспроизведение ситуации, её анализ, преподаётся читателю в такой простой и ненавязчивой форме, что далеко не всегда удаётся провести границу между этими элементами произведений.

Стихотворения в прозе ‑ это целый цикл произведений, где Тургенев размышляет на философские темы. Одно из них – «Повесить его!»

Странно, но, размышляя над темой этого произведения, я представила себе многослойный кремовый торт с вишенкой посредине. Поверьте, эта спонтанная ассоциация вовсе не связана с чувством голода. Представьте себе, как вы, аккуратно поддевая ложечкой, съедаете вишенку, и вам открывается первый набор вкусов: немного кисловатый, но в целом приятный. Так же и в случае с произведением: уже после первого прочтения мы начинаем размышлять, как же так: одна не подумала, другой не подумал – и нет человека!? Да, самыми первыми поверхностными будут поспешные и скоропостижные выводы.

Вернёмся к нашему торту, когда вы, уже испортив красоту, принимаетесь за торт, то чувствуете неповторимый нежный, бархатистый сладкий вкус. Так и со стихотворением И. С. Тургенева. В определении темы произведения начинаются загвоздки. Казалось бы, после неоднократного прочтения и размышлений понятно всё, но выявление одной единственной, самой главной очень затруднительно, поэтому для себя на данном этапе «поглощения» произведения я выделила несколько: человек и религия, судьба человека, след человека в памяти других людей. Жить так, чтобы предстать на суд божий с чистой совестью – это судьба Егора. Судьба человека и влияние на неё жизненных обстоятельств – это судьба офицера-рассказчика. Он знал Егора с детства, обращался с ним как с другом, внезапная казнь денщика глубоко его потрясла, и он пронёс эти горькие воспоминания и чувство вины через всю свою жизнь.

Приступая к стадии определения основной мысли произведения, вновь представьте себя сладкоежкой, который прикончив торт, откинулся на спинку стула, полностью отдавшись тихой неге ощущений и воспоминаний об утраченном лакомстве. В этот момент вы ещё чувствуете вкус, но уже не такой, как на первом или втором этапе, а гораздо приятнее. Это даже не вкус, это целая палитра вкусов. И вот эта самая палитра практически приравнивается мною к основной мысли стихотворения. Мир, порой жестокий и несправедливый по отношению к своему главному творению – человеку – вот идея этого произведения, на мой взгляд.

Кольцевая композиция (рассказ в рассказе) – интересный художественный приём, благодаря которому читателю предоставляется возможность воспринимать содержание произведения от лица рассказчика, а авторскую оценку происходящего обнаруживать в опосредованных высказываниях.

Узкие рамки произведения предопределили и систему образов. Автор, как мне кажется, пытается показать читателю, что, несмотря на внешнюю индивидуальность, люди обречены исполнять какие-то роли.

Хозяйка, офицер, Егор – все они люди подневольные. И хотя имеют личную свободу, всё равно зависят от людей других.

Любой человек, в зависимости от возраста, цвета кожи, материального и социального положения и сообразно содержанию внутреннего мира, образу жизни, у меня ассоциируется с каким- либо сосудом. Героев стихотворения в прозе И.С. Тургенева « Повесить его!» постигла та же участь.

Хозяйка. Кто она? Склочная, взбалмошная женщина, идущая на поводу своих эмоций, или же обычная домохозяйка, защищающая покой своего дома? Наверное, такой персонаж, в котором соединились две противоречивые стороны личности. В конфликте хозяйка раскрывается с обеих сторон достаточно ярко. Она, как и другие жители, не доверяла чужакам («…они и так смотрели на нас косо…»). Вероятно, на этой почве и возникали всевозможные волненья и страхи. Отсюда же и попытки избавиться от посторонних людей. Чрезмерная эмоциональность есть не что иное, как проявление собственного безысходного положения. Героиня настолько морально разбита и потеряна, что идёт на самые крайние меры – унижение и ложь. «Хозяйка увидала его – и, бросившись наперерез его лошади, упала на колени – и, вся растерзанная, простоволосая, начала громко жаловаться на моего денщика, указывала на него рукой». Нет, она не «жаждет крови», не испытывает личной неприязни к Егору, просто в душе её полное смятение. То, что происходит вокруг, нарушило привычный строй жизни, и должен быть кто-то, кто виноват во всех горестях. В данной ситуации – это Егор.

Если эта героиня и похожа на какой-либо сосуд, то это непременно миленькая аккуратная фарфоровая чашечка с блюдечком. По бокам – цветочки нежно-бирюзового цвета, а краешки отделаны каёмочкой, она так хрупка, что в любой момент может разбиться, издав при этом звук, совсем несоизмеримый с её внешним видом.

Тихий, спокойный человек, жаждущий тепла и уюта – в обычной ситуации, когда её ничего не беспокоит, но внутри неё дремлет вулкан, который может извергнуть, копоть и лаву, поглотив множество невинных жертв – это хозяйка.

Почти полной её противоположностью предстаёт главнокомандующий («…толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами…»).

На своём жизненном пути он повидал немало смертей. Наверное, именно поэтому главнокомандующий и не задумался перед тем, как отдать приказ о казни Егора. Кроме того, это был тяжёлый момент для генерала. Вспомните: «…и это случилось…незадолго до Аустерлица».

Аустерлицкое сражение – это роковая битва между русско-австрийскими и французскими войсками. На главнокомандующего ложилась огромная ответственность за исход сражения, за жизни людей, ему нужно было составить план битвы так, чтобы государь остался доволен и люди целы. Егор изначально являлся для генерала лишней проблемой, а то мёртвое молчание денщика, возможно, просто вывело его из себя. Тогда каждая секунда была на счету, а тратить время на глупых, упрямых деревенщин (по мнению главнокомандующего) вроде Егора было некогда.

«-Ну?.. » - такого внимания заслуживало большинство из них, но не Егор. По сути своей генерал не глуп, скорее даже наоборот он очень мудр.

«Повесить его!» - можно объяснить так: в тот момент его больше волновала судьба целого народа, целой нации, судьба огромной страны, своей Родины. Хотя, вероятно, именно эта фраза наиболее важна для Тургенева, ведь она стала заглавием произведения. Только вслушайтесь: «Повесить его!»- само звучание слов заставляет замереть, замолчать, кажется, что даже время останавливается и замолкает шум. Потом в голове тревожно проносятся мысли о жизни и смерти. Скорее всего, мысли в направлении memento mory неслучайны, как и идея автора озаглавить текст фразой, которая в произведении, по сути, является кульминацией.

Главнокомандующий  у меня ассоциируется с незамысловатой большой солдатской оловянной кружкой. Именно такая кружка полностью отображает дух генерала - твёрдый, упорный, храбрый, в каких- то моментах мудрый, хотя он обычный человек, ему свойствены ошибки.

Ещё один герой этого произведения - офицер. Именно от его лица ведётся повествование. Тургенев говорит о нём мало, но и этого достаточно, для того чтобы охарактеризовать не только офицера, но и семью, в которой он вырос («…бывший крепостной моей матери…») - дать вольную задолго до отмены крепостничества – это не просто жест милосердия и доброты, это нечто выше, то, что, прежде всего, говорит о Егоре. Видимо, чем-то особенным он заслужил такую награду. Наверное, если жить в семье построенной на любви, взаимопонимании и гуманном отношении к людям, то вырасти бездушным человеком невозможно. Герой–рассказчик предстает перед читателем умным, верным, отчасти храбрым и главное человечным. Ему не чужды боль, переживания и волненья других людей, поэтому, рассказывая историю праведника–Егора, офицер, прошедший через столько опасностей, с горечью вспоминает те события, иногда погружаясь в собственные мысли («он оправдывался, призывая меня в свидетели...» - в литературе такой прием называется умолчанием). Я думаю, герой осознает свои ошибки, чувствует вину, размышляет над тем, как и что он мог бы сделать, чтобы предотвратить беду, но, если это произошло, значит, так было суждено и ничего изменить нельзя.

Для меня тяжелее было ассоциировать этого героя с сосудом, но, в конце концов, я пришла к выводу, что ничто не сможет отразить сущность этого человека более точно, как это сделает обычный граненый стакан с мутными потёками. И острые грани стакана отображают характер человека, который, словно скульптура, высеченная из целой скалы, затачивался и закалялся в течение всей жизни, чтобы приобрести нужную форму, а бурые потёки символизируют воспоминания о прошлом, которые лучше забыть, но сделать этого не получается, ведь именно такие события и вырезали «грани» в характере героя, благодаря таким событиям он становился таким.

И, наконец, последний, но, наверное, самый главный, персонаж – Егор. Мне он кажется почти святым. Простить человеку то, что он навлек на тебя смерть, невозможно. Ясно, подобное прощение дается Егору нелегко («Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась…» - опять же умолчание), но уже сам факт того, что в предсмертный час он думает не о своей судьбе, а о жизнях людей, которые остаются здесь, поразителен. Я слышала множество рассказов о людях, проживших жизни праведников, но ни один не затронул меня так, как этот. Меня просто ошеломила смиренность Егора перед решением главнокомандующего. В тот момент, когда решалась его жизнь, Егор лишь принял позу часового и – ни слова оправданья: «…вытянувшись в струнку…»,  «…ноги сдвинул, как часовой…», «…а сам бел, как глина!», «стоит Егор, как истукан…», «со стороны посмотреть: словно смеется человек» - все эти фразы Тургенев использует, чтобы показать всю трагичность положения Егора, а сравнения, используемые автором, ещё ярче и образнее рисуют нам картину того события. Есть ещё одна фраза, которая также повлияла на моё восприятие текста: «- видит Бог, не я…». В то время, когда Егор, по логике вещей, должен был умолять всех о пощаде и оправдаться, вспоминая Бога, и это было для него главным. Лишь Бог - свидетель его невиновности. Для Егора важнее всего быть чистым перед Богом и его судом.

Образ Егора у меня ассоциируется с чистым, прекрасным, хрустальным бокалом. Простым, без вычурных узоров, и в то же время уже то, что он сделан из хрусталя, превозносит его на вершину мира, откуда не видно грязных человеческих пороков, роковых ошибок, глупых ссор, оттуда не слышно ругани, лживых сплетен, завистливого шепота.

Вот такой разнородный сервиз собрал Тургенев в своём произведении: чашечка, солдатская кружка, граненый стакан и хрустальный бокал.

Насколько разнообразны герои этого стихотворения в прозе, настолько скудна лексика этого произведения, но всё же автор не совсем лишил своё творенье выразительных средств и фигур речи. «Тогда главнокомандующий промолвил отрывисто…», «…промычал сердито…», «Хозяйка рыдала всё громче и громче…» - в этих предложениях с помощью инверсий логически выделяются отдельные слова: в первом случае это то, с какой интонацией выносил приговор генерал, во втором - состояние главнокомандующего, в последнем случае показывается, какой шок охватил хозяйку после вынесения вердикта.

Помимо инверсий Тургенев использует повтор: «Горько, горько заплакал он…», который очень ярко передает состояние Егора, заранее предчувствовавшего этот исход, но сознание собственного положения и невозможность, что-то изменить повергли его в ужас.

И я задумалась, «Повесить его!» - произведение с сюжетом, который можно пересказать в одном предложении, но мысли, которые оно всколыхнуло в моей душе трудно высказать и стройно изложить. Что подвигло Тургенева на создание столь философского произведение? Длительная ли разлука с Родиной, тяжелая болезнь или же скорбные мысли о смерти?

Предположений может быть множество, но ответить точно невозможно. Выполнив всесторонний анализ этого произведения, я убеждена, что, даже единожды прочитав стихотворение Тургенева, остаться равнодушным невозможно.

Категория: ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА | Добавил: admin (27.08.2012)
Просмотров: 10470 | Теги: рифма, литота, стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, анализ стихотворения, метафора, сравнение, стихотворный размер | Рейтинг: 5.0/2
ВИДЕОУРОКИ

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск


Copyright MyCorp © 2022 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0