Пятница, 26.04.2024, 02:56


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [41]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА

Анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева “Памяти Ю.П. Вревской”

Тургенев сделал  великое дело тем, что

 написал удивительные портреты женщин.

А .П .Чехов.

 

          И.С. Тургенев справедливо считается лучшим стилистом русской прозы 19 века и тончайшим психологом. Тургенев "классичен”. ”Классичность”-неповторимое воплощение совершенства - соответствовала самому духу его творчества.

         Утончённый эстет, И.С. Тургенев считал главным в искусстве создание красоты. "Прекрасное - единственная бессмертная вещь. .Прекрасное разлито

повсюду (в природе и в человеческой душе), его влияние простирается даже над смертью. Но нигде оно не сияет с такой силой, как в человеческой индивидуальности (пример тому стихотворение в прозе "Памяти Ю.П. Вревской”).

          Ю.П. Вревская (урождённая Варпаховская) в 16 лет вышла замуж за известного на Кавказе генерал-лейтенанта И.А.Вревского, учившегося вместе с М.Ю. Лермонтовым в школе юнкеров, но очень скоро овдовела ( в 1858 г.).Муж погиб в бою на Кавказе. Вдова прославленного генерала была принята в высшем петербургском обществе. В момент встречи с Тургеневым в 1874г. Ей было 33 года. Летом следующего года она приезжала в Спасское; это посещение, по словам Тургенева, "оставило глубокий след” в его душе. Между ними завязалась переписка.

          Неудержимая потребность в женском внимании, в особом любовном напитке, не "пьянящем”, а волнующем и тревожном, заставила И.С. Тургенева искать встреч, переписки, бесед с ней. Это один из тех романов, который освещён солнцем осени , тем солнцем ,что "стоит ,не грея, на  лазури”.(Некрасов)

          Никакого мятежного жара, губительной силы чувства в этом  романе нет. Если и  есть поединок душ ,то отнюдь не роковой, а скорее жеманный ,и  не поединок, а турнир изысканных намёков .Нет, не сгорит сей Феникс, не расправит крылья сей Икар! И погубитель И.С. Тургенев относительный : в его чувстве нет буйной слепоты страстей, но есть отеческая забота .Он, кажется, соломки везде настелил на случай падения, разочарования.

          Она, вероятно, пылко, с надеждой отнеслась к его письмам ,не зная привычек Тургенева к чисто "почтовым” романам .Женщина не очень уважает бескрылую дружбу, не хочет видеть предел, который "не прейдеши”. Он пишет ей, разъясняя многое в ней самой :она, дескать, излишне долго живёт в полутаинственной глуши и свыклась с ней .Он желает ей снега, холода, вьюги, всех прелестей русской зимы ,но и напоминает: ”...замораживать себя не стоит .На свете действительно есть нечто получше "предсмертной икоты”, и хотя уже нельзя ожидать, что радость польётся полной чашей -но она ещё может окропить последние жизненные цветы” .Все ступени любовного чувства -от мимолётного увлечения до торжествующей любви - преодолелись и в письмах, и в произведениях .Вся  жизнь Тургенева -непрерывный диалог с тем или иным воплощением  божества любви .Все приступы к реальному строительству гнезда и раньше были какие-то неловкие ,досадные самому строителю .И сейчас .

          Литература питалась жизнью, она не оставляла ничего для личного счастья, забирала волю, энергию, давая взамен только стиль, лучистое строение фраз, образов.

          Письмо Тургенева Ю.П .Вревской, написанное 26 января 1877 года ,проливает свет на подлинную сумятицу чувств, порывов, смуту в его душе .”С тех пор как я Вас встретил, я полюбил  Вас дружески -и в то же время имел неотступное желание обладать Вами ;оно было, однако, не настолько необузданно (да уж и немолод я был ),чтобы попросить Вашей руки - к тому же другие причины препятствовали; а с другой стороны, я знал очень хорошо, что Вы не согласитесь на то...”

          Отъезд Ю. П . Вревской в Болгарию -это её форма "хождения в народ" -испугал Тургенева .Этот Молох балканской политики пожирает такие души, такие жизни! ”Будь мне только 35 лет, уехал бы туда, ”-писал Тургенев Вревской; эти слова писателя произвели на неё глубокое впечатление .19 июня 1877 года Ю. П. Вревская вместе с другими сёстрами Свято-Троицкой общины приехала в Яссы для работы в госпитале . Некоторые из них говорили, что следуют примеру Елены Стаховой из "Накануне”. Через несколько месяцев, в ноябре 1877 года, она сообщает Тургеневу уже из Болгарии : ”...кажется, буйная моя головушка нашла себе пристанище...Тут уже лишения, труд и война настоящая, щи и скверный кусок мяса, редко вымытое бельё и раненые на телегах. ”Вревская описывает бомбардировки, опасности, перевязочные пункты, но одно чувство -радости за свою жизнь: ”Тут чувствуется живая струя жизни и опасности.” Вревская перевязывала, ассистировала при ампутациях, ухаживала за ранеными. В своём дневнике она писала: "...труд здешний мне по сердцу; раненые прибывали оборванные, без сапог, замёрзшие...Это жалости подобно видеть этих несчастных, поистине героев, которые терпят такие страшные лишения без ропота; всё это живёт в землянках, на морозе, с мышами, на одних сухарях; да, велик русский солдат !”

           Эпидемии и болезни -неизбежные спутники войн. Ю.П. Вревская, научившаяся умываться снегом, жалевшая героев -солдат, стала жертвой эпидемии сыпного тифа. Она скончалась в болгарском городке Бяла 24 января 1878 года. Могилу ей выкопали солдаты, за которыми она ухаживала .Они же несли её .

           На смерть этой русской женщины откликнулся, помимо Я .П .Полонского, В .Гюго .Она для него, ”русская роза на болгарской земле". Но только Тургенев ,понимавший всё свершившееся гораздо глубже, возложил на её далёкую могилу изумительный венок. Да, она получила тот мученический венец, к  которому стремилась её душа, жаждавшая жертвы...Но не слишком ли дорогой ценой даётся таким душам утоление их жгучей жажды ?Какой опасный возник отток лучшей душевной энергии русского народа -куда-то в сторону, в монастырь, в нелепый поиск вымышленной обетованной страны...Призраки увлекают, уносят куда-то молодые души .Но хорош один Дон -Кихот, а если их тысячи, если множество зрячих голов вдруг начнёт видеть в медных тазах рыцарские шлемы ?Какой хаос воцарится !Милые, родные, нелепые русские Дон-Кихоты -вы не лучше Гамлетов ,если вас много! Тургенев писал в стихотворении "Памяти Ю .П . Вревской”: ”Нежное кроткое сердце...и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи...она не ведала - и не изведала. Всякое другое счастие прошло мимо .Но она с этим давно помирилась -и вся ,пылая огнём неугасимой веры, отдалась на служение ближним .”

           Оно впервые было напечатано в журнале "Вестник Европы”. 1882 г.,№12 в составе "стихотворений в прозе”. Этот тургеневский цикл включает 83 произведения, созданных писателем в конце творческого пути. В форме коротких лирических зарисовок писатель подводит итоги жизни, высказывает своё представление о нравственных и духовных ценностях, обобщает раздумья о судьбах народа и родины .Опубликовано было 51 стихотворение в прозе .

           "Стихотворения в прозе" - заключительный аккорд в литературной деятельности писателя, окрашенный трагизмом заката, вспышки света, блеск отстоявшейся мудрости, остановки мгновений, которые показались художнику бессмертными .

           В Тургеневе жила огромная потребность "досказать” себя, запечатлеть те искры мысли и чувства, что высекались в душе ударами друг о друга незримых глыб - прошлого и настоящего .Зигзаги молний рождает огромное пространство, а не клочок неба .”Стихотворения в прозе” - это молнии, излетающие из всего духовно-нравственного пространства жизни Тургенева .

           Тетрадка с черновыми записями будущих "Стихотворений в прозе” имела заглавие "Посмертные”. Тургенев боялся шума, зрелищности, громкогласности для своих "Стихотворений в прозе”, боялся, что они не будут расслышаны .Он говорил не единожды :”Эти "Стихотворения...” могут иметь некоторый успех только в интимном кругу .”На бегу их понять невозможно, их надо понимать в тишине .Высшая мудрость в них говорит на языке музыки .Читатель незаметно вовлекается в круг мучительной тургеневской мысли, скользящей, как руки по клавишам .

           Краткие и сжатые обобщения, проявившиеся в произведениях этого цикла, характерны для тургеневского реализма .Даже стремясь, "выворотить наружу” самую интимную суть своих душевных переживаний, Тургенев хочет возвести свою исповедь к общим законам жизни, представить свои личные страдания и тревоги как результат воздействия на человека сил истории .Каждый человек, которого рисует художник слова, предстаёт в его изображении как воплощение исторических сил данной страны и народа .Рассказ о Вревской, об отдельном эпизоде её жизни превратился в рассказ о её "судьбе” исторической и внеисторической .

           "Памяти Ю. П. Вревской” -это раздумья автора о самоотверженности живого сердца :он увековечил прекрасный образ ”Она была молода, красива; высший свет её знал; об ней осведомлялись даже сановники .Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились...два - три человека тайно и глубоко любили её .Жизнь ей улыбалась ;но бывают улыбки хуже слёз.”

              "В судьбе почти каждого человека есть что-то трагическое, ”-писал Тургенев. "Трагическое” в его сознании - это прежде всего неизбежное. (см.2 абз.)

           Художник скупо отбирает факты и явления жизни и стремится достигнуть эффекта немногими, строго рассчитанными средствами (см.1 абзац стихотворения, 3).

           Закон Тургенева - мера и норма, принцип необходимого и достаточного. Принцип гармонии вносит он и в свой слог, и в свой язык. "Изящным формовщиком слова” называл его М. Горький.

           Текст стихотворения художественного стиля. В нём хорошо проявляются такие ведущие черты стиля, как конкретность, образность, эмоциональность.

           Основу текста составляет повествование, описание ограничивается короткими, почти нераспространёнными предложениями в составе сложных (см..3 абз.).(4,5 абз.)Видим многоточие (недосказанность, умолчание).Надрывается сердце от боли случившегося и воспоминаний, дышать тяжело, не то чтобы рассуждать пространно. Короткие предложения, словно вздохи задыхающегося от горя человека.

           Тургенев рисует облик конкретного человека, заслужившего право на общественное, создаёт художественный образ на документальной основе.

           Присутствует и общественно-политическое звучание темы, установка на эмоциональный душевный отклик читателя. Это проявляется и в конкретно-образном раскрытии темы, в наличии явно выраженной авторской позиции, в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка.

           Тургенев рисует портрет своей современницы , личности яркой, незаурядной, раскрывая её характер в конкретных делах, поступках. Описание такое яркое, что мы живо представляем красивую, скромную, милосердную, волевую, верную долгу женщину. Как красиво и благородно её самопожертвование! Но наряду с удивлением, досадным восхищением (использую оксюморон, чтобы осудить противоестественные явления в обществе (женщина и война)испытываем горестное чувство от её безвременной гибели. Отбор материала, композиция текста, выбор языковых средств помогают конкретизировать основную задачу стихотворения, которая заключается в последнем предложении : "Пусть же не оскорбится её милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на её могилу!” И делает он это бережно, трепетно, кротко, немногословно, как действительно возлагают цветы на могилу.

           Текст можно разделить на несколько микротем.

1.Описание места (1,2) свершившегося события в основном идёт одними однородными обстоятельствами места (на грязи, на соломе, под навесом, в деревушке). Картина страшна и убога : (на грязи, на вонючей соломе, заражённые логовища, запёкшиеся губы, в черепке разбитого горшка).

2.описание лица, героини (3,4,5). Это не только портрет, но и её поступки, действия которые характеризуют героиню ярко, выразительно и лаконично.

Сожаление о случившемся и "возложение венка” на могилу Ю. П. Вревской (6,7,8).

           В стихотворении автор использует, говоря о героине, местоимение 3 лица (она). Это приём экспрессии, рассчитан на то, чтобы вызвать и поддержать интерес к описываемым фактам..

           "Памяти Ю. П. Вревской”- моральное величие подвига. В нём Орфей слова словно плачет по нотам, сожалея о смерти Юлии и о том, что "никто не сказал спасибо даже её трупу - хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.” Пульсация внутреннего ритма стихотворения завораживает. Мы ощущаем боль лирического героя, интонацию сердечного вздоха и горькое сознание мимолётности жизни, и ужас перед беспощадным фактом смерти. И шокирующее меня открытие : как близки красота и смерть. Юлия Вревская -хрупкий стебелёк, ничто в руках смерти, но цветок перед лицом вечности.

           На протяжении всего своего творчества И. С. Тургенев сознательно сближал прозу с поэзией, устанавливая равновесие между ними. Писатель стремился к прозе, обладающей всеми возможностями поэтической речи, к прозе гармонически упорядоченной, лирической, соединяющей в себе точность логической мысли со сложностью поэтического настроения, - ,словом, он стремился к стихотворениям в прозе.

           "Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами и талантами становится неумирающим прошедшим.” - замечательные слова Тургенева.. Справедливость этих слов видим в стихотворении "Памяти Ю. П. Вревской.” Он воспел великий нравственный образ женщины образованной, баронессы(!), чуждавшейся узко личных целей, стремившейся к осуществлению национальных и социальных задач.

           Созданный писателем характер, вышел далеко за рамки его эпохи, стал неумирающим прошедшим, нашим живым настоящим.

           Гений подводит читателя к выводу : "как ни печальна жизнь под угрозой смерти, но она прекрасна, ею надо дорожить, надо жить правильно, в соответствии с представлениями о совести и добре, ибо вслед за жизнью...новая жизнь в памяти людей; ни поправить, ни подчистить, ни изменить уже ничего будет нельзя...” (С. Е. Шаталов).

Категория: ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА | Добавил: admin (28.08.2012)
Просмотров: 24974 | Теги: рифма, литота, стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, анализ стихотворения, метафора, сравнение, стихотворный размер | Рейтинг: 3.7/3
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0