Стихотворение Пастернака «Февраль. Достать чернил
и плакать!» создано в 1912 году и входит в сборник «Поверх барьеров».
Это
необычное творение состоит из шести строф, написанных катреном. Автор
использует перекрестную рифмовку, женскую рифму чередует с мужской, что придаёт
произведению особую твердость и упругость, но в то же время удивительную
мелодичность.
Пастернак обращается к теме природы:
Февраль.
Достать чернил и плакать!
Писать
о феврале навзрыд,
Пока
грохочущая слякоть
Весною
чёрною горит.
Первые три четверостишия- мысленное путешествие в
грядущую весну. Сначала медленное, затем всё быстрее:
Достать
пролётку. За шесть гривен,
Чрез
благовест, чрез клик колёс
Перенестись
туда, где ливень
Ещё
шумней чернил и слёз.
Обратим внимание на то, каким размером написано
это творение. Безусловно, перед нами энергичный и упругий ямб. Именно он даёт
нам ощущение неотвратимого движения времени, стремительности, бодрости. Б.Пастернак
чувствует сам и помогает осознать своим читателям красоту мира и радость бытия.
Именно весна становится причиной вдохновения
поэта, побуждает его к творчеству. И он обращается к природе, её стихии:
Под
ней проталины чернеют,
И
ветер криками изрыт,
И чем
случайней, тем вернее
Слагаются
стихи навзрыд.
Вслушайтесь в поэтические строки Б.Пастернака. Они
удивительно музыкальны! С помощью повторяющихся сонорных «р», «л» передаётся движение самой жизни, стремление
поэта, «плачущего» от напряжения и выкрикивающего свои открытия. Интенсивность
процесса творческого отображения действительности передаёт образ, созданный в
третьей строфе. Мечта о весне уносит лирического героя в мир, похожий на
обыденность:
Где,
как обугленные груши,
С
деревьев тысячи грачей
Сорвутся
в лужи и обрушат
Сухую
грусть на дно очей.
Поражает яркость и выразительность поэтических
строк! Автор использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты
(«грохочущая слякоть», «весною чёрною», «обугленные груши», «сухую грусть»),
олицетворения («обрушат сухую грусть на дно очей», «пока грохочущая слякоть
весною чёрною горит»), сравнения («как обугленные груши»), с помощью которых
стихотворения становятся своеобразным гимном весне.
В своём стихотворении «Февраль.
Достать чернил и плакать!» Б.Пастернак обращается к теме природы и говорит о
месте человека в окружающем мире. У поэта всё сливается в единое целое,
создаётся иллюзия движения, и мы сами становимся участниками, свидетелями этого
сказочного действия. |