Пятница, 09.12.2016, 08:44

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [39]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ПАСТЕРНАК

Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Весна»

Весна была просто тобой…

Б. Л. Пастернак

 «…Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас» - так понимал природу искусства Борис Пастернак, и этим словам он оставался верен всю жизнь. Все стихи Б. Л. Пастернака проникнуты верой в жизнь, радостным удивлением перед ее красотой.

   Высшей формой проявления жизни, носительницей ее смысла была для поэта природа. Между природой и человеком в лирике Пастернака нет никаких границ. Они взаимопроникают друг в друга и наоборот.

   Мысль о том, что поэзия должна насыщаться жизнью, выражена в стихотворении «Весна». Мы обратимся к этому стихотворению:
Что почек, что клейких заплывших огарков
Налеплено к веткам! Затеплен
Апрель. Возмужалостью тянет из парка,
И реплики леса окрепли.

Лес стянут по горлу петлею пернатых
Гортаней, как буйвол арканом,
И стонет в сетях, как стенает в сонатах
Стальной гладиатор органа.

Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.


1. Рифмовка.

Стихотворение Б. Пастернака «Весна» очень необычное; непривычный стиль, оптимистичное звучание. Все рифмы в стихотворении женские, стихотворение от этого становится мягким, легким, парящим. Из них точная только одна, в последнем четверостишии:

овраги – бумаги.

Много усеченных рифм:

огарков – из парка;

затеплен – окрепли;

арканом – органа;

в присосках – в доску.


ABABбазисная рифмовка всего стихотворения, эта схема ни разу не нарушается.

  Можно сказать, что здесь проявляется фоническая функция рифмы, то есть рифма служит опорной позицией для звукописи целого стиха. Так, в первом четверостишии ударные звуки рифмы [а] и [э] (огарков – парка; затеплен - окрепли), во втором [а] (пернатых – сонатах; арканом - органа), в третьем [э] (клейкой - скамейки), в четвертом [а] (овраги - бумаги) – намечают фоническую сетку всего стихотворения.

  Рифма от начала и до конца перекрестная. Этот способ рифмовки привносит в звучание стиха прозрачность и гармонию при внешней незамысловатости.

 

2. Вокализм.

 

  Ударные гласные в стихотворении располагаются следующим образом:

 

о – э – ы – а                                                                        2.  а – о – о – а                                         

э – э – э     а – у – а  

э – а – а – а       о – а – а – а

э – э – э     о – а – а

 

э – э – у – о                                                                        4.  и – ы – ы – и

ы – э – э   а – а – а

а – и – о – о      о – э – а – ы 

о – о – э  а – а – а

 

  Фонетическая сетка стихотворения состоит из повторяющихся звуков [а] и [э[, придающих эмоциональную окраску стихотворению: ощущение терпкой, хрупкой атмосферы ранней весны. К тому же, звуки [а] и [е] содержит само слово «весна», вынесенное в заглавие. Можно заметить сцепление схожих или одинаковых звуков в строке: во второй строке первого четверостишия повторяется звук [е], который переносится в следующую строку в соответствии со смыслом, в следующем же периоде возникает отчетливый ассонанс на звук [а]: «Возмужалостью тянет из парка». Последняя, четвертая строка этого четверостишия состоит из одних ударных звуков [е]: «И реплики леса окрепли». Таким образом, можно заметить перекличку целых строк, наполненных определенными звуками (в данном случае, [а] и [е]). В последнем четверостишии вторая и четвертая строки вокалически тождественны: они полностью состоят из ударных звуков [а]:

 

Вбирай облака и овраги…

Во здравие жадной бумаги.

 

Такая перекличка второй и четвертой строк в первом и четвертом четверостишиях, их вокалическая тождественность создают определенный звуковой рисунок, обрамляя стихотворение ключевыми звуками.

 

3. Консонантизм.

 

  Первое четверостишие инструментовано на звуки [п], [л], [н[, [к[:

 

клейких, заплывших,

налеплено, затеплен,

апрель,

реплики, леса, окрепли.


Таким образом, ассонансные соответствия ([а], [е]) подкреплены здесь и аллитерацией.

 

 Во втором четверостишии аллитерируются звуки [с], [т], [н]:

 

стянут, пернатых,

гортаней, арканом,

стонет, сетях, стенает, сонатах,

стальной.

 

  Причем, вторые слова первой и третьей строк содержат один и тот же набор согласных звуков, стоящих в одинаковом порядке (стянут - стонетпервой и третьей строк содержат один и тот же набор согласных звуков, стоящих в одинаковом порядке ()), что позволяет говорить о внутренней фонетической симметрии.

  Также можно отметить перекличку звуков [п], [л], [н] и [р], [к] в первом четверостишии и [c], [т], [н] и [г], [р] – во втором. Такое построение также придает стихотворению внутреннюю упорядоченность и особую выразительность.

 

IV. Ритм.

    Стихотворение имеет своеобразный ритмический рисунок: все стопы полноударные. Стихотворение написано амфибрахием, причем количество стоп чередуется построчно: первые и третьи строки каждого четверостишия – четырехстопный амфибрахий, а вторые и четвертые – трехстопный. Такой размер придает стихотворению подвижность и устремленность вперед. Этому же способствует перенесение мысли с одной строки на другую. Длинные интонационные периоды создают еще и впечатление прерывистости, перед нами как бы «задыхающиеся» строки. Это добавляет новые оттенки в наше ощущение ранней весны: пронзительный воздух, от которого захватывает дыхание.

V. Синтаксис и порядок слов.

  Первая строфа состоит из трех предложений, причем последнее – сложное, состоящее из двух простых. Таким образом, можно выделить четыре смысловых периода. Первое предложение и первая часть сложного – безличные предложения, а второе и вторая часть сложного – двусоставные. В этой строфе чередования на фонетическом и ритмическом уровнях подкрепляются и чередованием на синтаксическом уровне.

  Стоит также отметить, что предложения распределяются по строкам неравномерно: мысль как бы не умещается в строке и переносится на другую. Такой ничем не стесняемый, раскованный синтаксис – одна из особенностей раннего Пастернака. Вторая строфа – одно сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Каждое простое предложение осложнено сравнительным оборотом. За счет того, что во втором простом предложении автором использован прием поэтической инверсии (на первом месте сказуемое, а после сравнительного оборота - подлежащее), эта строфа приобретает законченность и внутреннюю симметрию. Но с этим она не становится менее подвижной: в первом простом предложении опять «разрывается» словосочетание (анжамбеман):

 

Лес стянут по горлу петлею пернатых
Гортаней
, как буйвол арканом.


Третья строфа начинается с обращения («Поэзия!..»), и затем следует поэтическая инверсия:

 

…Греческой губкой в присосках
Будь ты,

 

Причем «будь ты» переносится на вторую строку. Еще один анжамбеман, усиливающий энергичность и экспрессивность сказанного.

 

  В четвертой строфе – снова обращение к поэзии, первая и вторая строки начинаются с глаголов в повелительном наклонении («расти», «будь»), синтаксически эти строки одинаковы: сказуемое и дополнение. Как и в третьем четверостишии, первая и вторая строки – обращение к поэзии, а в третьей и четвертой появляется личное местоимение «я», и, поскольку речь идет о процессе написания стихов, можно говорить, что это авторское «я».

  Таким образом, с точки зрения синтаксиса, стихотворение, с одной стороны, упорядоченно и симметрично, с другой стороны, оно не сковано этим порядком, и есть много неожиданных моментов, делающих его подвижным и часто даже стремительным.

 

VI. Тропы.  

   Стихотворение очень богато тропами. У поэта на все, о чем он пишет, есть свой, очень необычный взгляд. Прежде всего нужно сказать о художественном приеме прозопопеи (олицетворения), используемом автором: «возмужалостью тянет из парка», «реплики леса окрепли», «лес стянут по горлу», «стенает в сетях». Природа у Пастернака живая, и, что интересно, она не бессловесная, все вокруг наполнено звуками: «реплики леса», «петлею пернатых гортаней», «лес стонет в сетях». Сама поэзия у Пастернака одушевлена, и ее цель – вбирать, впитывать в себя все происходящее в природе, лежа на мокрой доске «зеленой садовой скамейки». Метафоры Пастернака глубоко индивидуальные, они являются выражением его авторского видения мира. Пастернаковская метафора не столько художественный прием, сколько возможность для поэта преодолеть ограниченность творческих сил, отведенных границами жизни. Метафоры в широком смысле слова реконструируют единство человека с окружающей его действительностью, превращая все вокруг в цельную картину мироздания.

Чтобы передать шум и гам весеннего леса, он говорит:    

 

Лес стянут по горлу петлею пернатых
Гортаней, как буйвол арканом…

 

  Сравнения «как буйвол арканом» и  «как…стальной гладиатор органа» придают экспрессию и энергию описываемой картине. Во второй строфе внутри метафоры можно выделить и такой художественный прием, как синекдоха: «Лес стянут по горлу петлею пернатых…». «Пернатые гортани» - птицы, и то, что для их обозначения выбирается слово «гортань», без глагола говорит о том, что они поют, кричат. На самом деле, сложно подобрать глагол для описания этих звуков, и Пастернак выбирает существительное, которое здесь выполняет звукоподражательную функцию.

   Апрель для поэта – время пробуждения, движения, активного действия; это время поэзии, которая, как греческая губка, вбирает в себя все звуки, краски, запахи весны. Сам же процесс написания стихов поэт облекает в необычную метафору:

 

А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.

VII. Вывод.

     Таким образом, можно сказать, что все средства художественного поэтического языка на уровнях фоники, ритмики, синтаксиса, метрики и лексики участвуют в создании поэтической картины ранней весны, которая у Пастернака проникнута его авторским видением и вследствие этого рисуется под совершенно неожиданным углом зрения. 

 В первых строках стихотворения «Весна» мы наблюдаем эстетический восторг лирического героя: «Что почек, что клейких заплывших огарков налеплено к веткам!». Звучит буйство молодости, радость бытия в огромном мире. Эмоции переливаются через край. Лирическому герою есть, что передать читателю. Он втягивает читателя в свое состояние, буквально заставляя открыть глаза и посмотреть на этот прекрасный мир, на красоту дивной природы. Лирический герой на «ты» с поэзией, он влюблен в нее. Поэзия воспринимается как активное начало жизни, как средство утверждения в ней человечности. Она не отделена от природы, от жизни. Все вокруг – поэзия; стихотворение – то, что идет от жизни лирического героя к читателю. Этот путь показывает автор. Все внутреннее упорядоченно и имеет особую выразительность, соотнесено с темой и идеей этого стихотворения. Стихотворение передает удивительную яркость красок весны 1914 года, последней мирной весны перед началом войны. «Краски были в последний раз той ядовитой травянистости, с которой они вскоре расстались навсегда», - писал Б. Пастернак в «Охранной грамоте».

 Мир Б. Л. Пастернака – это не окружающий нас мир и не наш внутренний мир, это единство и того, и другого.

Категория: ПАСТЕРНАК | Добавил: admin (03.09.2012)
Просмотров: 6494 | Рейтинг: 3.6/5
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0