Пятница, 22.11.2024, 23:50


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [41]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ПАСТЕРНАК

Анализ стихотворения «Август» Б.Пастернака

Творчество. Какое  красивое слово!  Происходит оно от того же корня, что и Творец, и уже по этой причине обращаться с ним нужно почтительно, а главное осторожно.   Слово «чудотворчество» такого же высокого стиля, что и творчество. Два слова. Одно говорим часто, другое – редко.

В стихотворении Б.Пастернака «Август»(1953) интересно их сочетание. Какая-то тайна звучит в этих словах! Сколько волшебства! Попытаемся поразмышлять, как Б.Пастернак в стихотворении использует их сочетание.

И творчество, и чудотворство.

Тайна этой строки, как всякая настоящая тайна, необъяснима. Всего два слова, соединенные двумя союзами, создали чудо! А ведь это завершающая строка, в ней последний выдох, разрядка. И в ней взлет в небо:

Прощай, размах крыла растравленный,

Полета вольное упорство;

И образ мира, в слово явленный,

И творчество, и чудотворство.

Такие строки, благодаря точности попадания, запоминаются тотчас. Но, разумеется, дело тут не только в точности стихотворного выстрела и афористичности, в умении писать по завету Некрасова так, чтобы "словам было тесно, а мыслям просторно".

Кроме точности, афористичности, насыщенности смысла и пластичности стиха, в этой строфе есть еще чудо, которое собственно и следует назвать поэзией.

Посмотрим, как в других стихотворениях проявляется афористичность.

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

("О знал бы я,  что так бывает..."1932)

Но я продумал распорядка действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

("Гамлет"1946)

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник

У времени в плену.

("Ночь"1956)

Длить список таких пастернаковских цитат можно до бесконечности. Вот сколько у него волшебства!

Но Б.Пастернак будто не замечает своей точности и афористичности и идет дальше:

За поворотом, в глубине

Лесного лога, открыто будущее мне

Верней залога.

 

Его уже не втянешь в спор

И не заластишь.

Оно распахнуто, как бор,

Все вглубь, все настежь.

(«За поворотом» 1958)

Такие, казалось бы, несочетаемые слова как «вглубь» и «настежь» для позднего Пастернака – ключевые. Без них к его творчеству и чудотворству не прикоснуться.

Вернемся к стихотворению "Август", которое завершается этой строкой. Оно, в свою очередь, входит в цикл "Стихотворения Юрия Живаго", составляющий последнюю семнадцатую часть знаменитого романа. Однако Юрий Живаго остался лишь романным персонажем, а стихи, которые ему приписывает автор, всегда были и останутся пастернаковскими.

Начинается "Август" с описания поселка Переделкино и переделкинского дома:

 

Как обещало, не обманывая

Проникло солнце утром рано

Косою полосою шафрановою

От занавеси до дивана

 

Оно покрыло жаркою охрою

Соседний лес, дома поселка,

Мою постель, подушку мокрую.

И край стены за книжной полкою.

 

Рифма в первой- третьей строфах по - пастернаковски праздничная, роскошная, второй – четвертой – даже простая.

 

Я вспомнил, по какому поводу

Слегка увлажнена подушка.

Мне снилось, что ко мне на проводы

Шли по лесу вы друг за дружкою.

 

В третьей строфе несомненная перекличка со стихотворением "Елене" из книги "Сестра моя – жизнь":

Юность в счастье плавала, как

В тихом детском храпе

Наспанная наволока.

 

И там и здесь речь идет о сне, там наволока, здесь подушка, но там счастье, а здесь – смерть. Любопытно, что едва Б.Пастернак отходит от описательности, рифмы теряют свою праздничность, становятся буднично-тускловатыми: подушка-дружкой. По-видимому, если бы они зазвучали бравурно, то могли бы помешать другим строфам, в которых уже различим голос трагедии.

 

Вы шли толпою, врозь и парами,

Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

Шестое августа по-старому,

Преображение Господне.

 

На полвека раньше, 6 августа 1903 года, Пастернак упал с лошади, едва избежал смерти, и поэтому праздник Преображение приобрел для него особое значение. (Опять же для него, а не для Юрия Живаго).

 Вот как Пастернак описал этот случай в очерке "Люди и положение"(1957). "Отец задумал картину «В ночное». На ней изображались девушки из села Бочарово на закате верхом, во весь опор гнавшие табун в болотистые луга под нашим холмом. Увязавшись однажды за ними, я на прыжке через широкий ручей свалился с разомчавшейся лошади сломал себе ногу, сросшуюся с укорочением, что освобождало впоследствии от военной службы при призывах "А еще раньше, в 1913 году, к десятилетию этого события, Пастернак написал прозаический набросок: "Еще накануне, помнится, я не представлял себе вкуса творчества. Существовали только произведения, как внушенные состояния, которые оставались только испытать на себе. И первое пробуждение в ортопедических путах принесло с собою новое: способность распоряжаться непрошенным, начинать собою то, что до сих пор приходило без начала и при первом обнаружении стояло уже тут, как природа".

Как природа – тоже ключевые слова, причем ключевые для всей полувековой стихотворной работы Пастернака.

 

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры.

 

Фавор-гора в Галилее на берегу Тивериадского озера, где по христианской традиции первых веков произошло Преображение Христа: «... и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

 

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,

Нагой, трепещущий ольшаник

В имбирно-красный лес кладбищенский,

Горевший, как печатный пряник.

 

Хотя рифмы здесь вроде бы самые простые, звук строк неизменно отдается во мне дрожью. Помню, это стихотворение кто-то из пришедших на похороны читал 2 июня 1960 года на переделкинском кладбище.

 

С притихшими его вершинами

Соседствовало небо важно,

И голосами петушиными

Перекликалась даль протяжно.

 

Вновь перекличка с "Сестрой моей – жизнью", со стихотворением "Степь":

 

Тенистая полночь стоит у пути,

На шлях навалилась звездами,

И через дорогу за тын перейти

Нельзя, не топча мирозданья.

 

И вновь там - свет (несмотря на полночь) счастья, а здесь (несмотря на краски лета, близкое небо и соседнюю даль) - мрак смерти.

 

В лесу казенной землемершею

Стояла смерть среди погоста,

Смотря в лицо мое умершее,

Чтоб вырыть яму мне по росту.

 

В этой строфе Б.Пастернак, по-видимому, впервые вспоминает, что "Август" должен стать стихотворением из романа. Казенный землемер - понятие из дореволюционного обихода. Назвав смерть намеренно буднично казенной землемершею, соединив её неожиданной рифмой с умершим лицом, усилив звукопись("з-з" и "з-ш") дрожь предыдущих строк, он создал удивительный по своей бесконечности и в тоже время космической точности образ; причем образ пугающе-безнадежный, поскольку смерть в этой строфе предстает всесильной. Однако дальше начинается чудо.

 

Был всеми ощутим физически

Спокойный голос чей-то рядом.

То прежний голос мой провидческий

Звучал, не тронутый распадом.

 

Начинается как бы противостояние поэзии и смерти. Рифмы снова будничны, но слово распад выведено в конце, как мне кажется, не случайно. Думаю, слова не тронутый распадом употреблены в позднем их значении. По свидетельству известного физика М. Д. Левина (1921-1993) Пастернак не только живо интересовался проблемами ядерной энергии, но, в отличие от большинства литераторов, многое в них понимал. Любопытно, что близкое соседство казенной землемерши и ядерной реакции - понятий, хронологически несочетаемых, вовсе не разрушают стих, а, наоборот, поднимает его.

Наступает прощание, но оно, как это возможно лишь в поэзии, возвышается над печалью и горем:

 

Прощай, лазурь преображенская,

И золото второго Спаса.

Смягчи последней лаской женскою

Мне горечь рокового часа.

(Второй Спас - праздник Преображения)

 

          В этой строфе горе уже переходит в гордость.

 

                              Прощайте, годы безвременщины!

                              Простимся, бездне унижений

                              Бросающая вызов женщина!

                              Я – поле твоего сраженья.

 

Посмотрим дальше, что  показано в стихотворении.  Много было споров, кто же героиня этого стихотворения. Если оно принадлежит доктору Юрию Живаго, то, естественно, героиня должна называться Ларой Гишар, в замужестве Антиповой. Но, как мы установили, стихи с романом связаны весьма условно, а правильно сказать - вообще не связаны. Это не романная героиня, а тогдашняя любовь Пастернака Ольга Ивинская. Она была арестована в 1949 году по уголовному обвинению, но поэт считал, что её посадили из-за него. Как бы там ни было, но  стихи замечательные.

Что же гений в праве выбирать себе героинь, и тут мы ему не судьи...

Если в этой строфе говорится о схватке любви со страшной явью, то в следующей - о бесспорной победе поэзии.

 

Прощай, размах крыла расправленный,

Полета вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

 

Интересно сочетание рифм: "расправленный - явленный", "упорство - чудотворство".

Примерно в то же время поэт пишет книгу стихов "Когда разгуляется", открывшуюся строками:

 

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывает нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

 

Не забудем, что это Пастернак писал на шестьдесят  седьмом году жизни, на самом деле он был моложе всех тогдашних лириков. В нем не было закостенелости мастера, он каждый свой стих писал словно бы впервые, отсюда и такая юная и щедрая неуверенность в себе:

 

О, если бы я только мог.

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти,

О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

 

             Мы уже говорили о его точности и афористичности, о его умении сказать так, чтобы строка стала вечной, словно бы отлитой в бронзе или высеченной на скале. Но отливка и надпись на камне – неподвижны, а стих Пастернака весь в движении. Недаром начальное стихотворение книги "Когда разгуляется" заканчивает строфа:

 

Достигнутого торжества

Игра и мука-

Натянутая тетива

Тугого лука.

 

Это достигнутое торжество, может быть, как нигде, проявилось в стихотворении "Август".

И образ лира, в слове явленный...

Выше этого, на мой взгляд, только евангельское: "В начале было Слово, и Слово было у Бога".

На примере одного стихотворения я попыталась показать, что такое чудотворство в поэзии.

Категория: ПАСТЕРНАК | Добавил: admin (03.09.2012)
Просмотров: 8087 | Теги: рифма, литота, стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, анализ стихотворения, метафора, сравнение, стихотворный размер | Рейтинг: 4.3/3
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0