Стихотворение "Послушайте!" написано в 1914году.
В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только
фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и,
присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой - ранимая, одинокая
душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая
ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в
правоте своих нравственных идеалов отделяли В.М. от других поэтов, от
привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест
против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов.
Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к
людям: "Послушайте!" Таким восклицанием каждый из нас очень часто
прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым.
Лирический герой стихотворения не просто произносит, а "выдыхает" это
слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на
волнующую его проблему. Это не жалоба на "равнодушную природу", это
жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым
оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином,
убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством,
горем.
Весь строй речи в стихотворении "Послушайте!" именно такой, какой
бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не
понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и
надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти
самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.
Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, становится так силен ,
что иначе их не выразить как только этим многозначным емким
словом-"Да?!", обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и
обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и надежда.....
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы
так не убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа
стихотворения начинается так же, как и первая, с того же слова. Но
авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более
оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в
первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно
утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.
Располагая стихи "лесенкой", он добился того, что каждое слово
становится значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы
"внутренняя", чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А
как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии
Маяковского-самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль,
идея, образ.
Некоторые думают , что стихи В.М. надо кричать, надрывая голосовые
связки. У него есть стихи для "площадей". Но в ранних стихах преобладают
интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только
хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он
не такой. Наоборот , М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы,
любви, понимания.
В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М..
"Послушайте!"-взволнованный и напряженный монолог лирического героя.
Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой
взгляд, очень выразительны. Фантастика ("врывается к богу") естественно
сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического
героя. Ряд глаголов: "врывается", "плачет", "просит",
"клянется"-передает не только динамику событий, но и их эмоциональный
накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны,
экспрессивны, и, мне кажется, само лексическое значение, семантика
глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств,
испытываемых лирическим героем. Основная интонация стиха не гневная,
обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная.
Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются
полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся,
прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В
них легко уловить ноты тревоги ("ходит тревожный"), смятения.
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В.М.
имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из
одной-единственной детали-у него "жилистая рука". Эпитет "жилистая"
настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы
видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. "Длань" (образ,
привычный для сознания русского человека, христианина) органично,
абсолютно естественно заменяется, как видим, просто "рукой".
Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами
они являются только у В.М., в нашем привычном, общеупотребительном
лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи.
Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды
"плевочки", а для другого-"жемчужины".
Лирический герой стихотворения "Послушайте!" и есть тот "кто-то", для
кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает
от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так
велико, что ему просто не перенести "эту беззвездную муку".
Стихотворение "Послушайте!"-развернутая метафора, имеющая большой
иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта,
большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды
-"жемчужины", а не звезды-"плевочки". В.М. волнуют вечные философские
вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и
бессмертия, добре и зле.
Однако в "звездной" теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает
ни о какой "протянутости" слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере не
уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост
от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой
свободный полет мысли был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что
человеку подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены
астральные образы, сатирические или трагические, его творчество
проникнуто верой в Человека, в его разум и великое предназначение.
Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в
нормальную жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим
поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший
из лириков, и стихотворение "Послушайте!"-истинный шедевр русской и
мировой поэзии. |