Стихотворение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о
сущности любви» является одним из наиболее известных произведений любовной
лирики В. Маяковского. Оно адресовано Тарасу Кострову (A.C. Мартыновскому),
критику и публицисту, редактору «Комсомольской правды» и «Молодой гвардии».
Организация лирического сюжета в данном произведении
строится по принципу ассоциации, что соответствует общему художественному
мировоззрению сложной и противоречивой эпохи начала XX в., когда один за
другим рушились столетиями складывающиеся жизненные порядки и устои. Сам сюжет
в стихотворении при этом вторичен, подчинен главному — стремлению выразить
переживания лирического героя.
Произведение чрезвычайно динамично, передает состояние
глубокой взволнованности лирического героя. В нем присутствуют характерные
черты поэтики В.В. Маяковского: риторические вопросы, смена ритмов, инверсии
(обратный порядок слов). Сильно исповедальное начало. При этом отличительной
особенностью лирического героя является самоирония:
Мчат авто
по улице,
а не свалят наземь.
Понимают
умницы:
человек -
в экстазе.
Лирический герой настойчиво ищет определение любовному
чувству. Для него это прежде всего сильное эмоциональное переживание, дающее
человеку мощный энергетический подъем:
Любить —
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей, блестя топором,
рубить дрова,
силой своей
играючи.
Любовь для лирического героя — это не столько счастье,
сколько страдание. Чувство его глубинно и масштабно. Он отвергает всяческие
условности в отношениях мужчины и женщины (свадьбу, венчание). Не это
определяет силу любовного чувства, которое неподвластно никаким общественным
законам и условностям.
Примечательно, что В.В. Маяковский стремится искать новые
изобразительно-выразительные средства языка. Вместо традиционно
напрашивающегося эпитета «черная» или «темная», он выбирает необычный
эпитет-неологизм «грачья ночь», что одновременно помогает поэту
индивидуализировать любовное переживание.
Стихотворение написано в жанре послания. Первоначально
обращенное к товарищу Кострову, оно постепенно перерастает в разговор с
парижской красавицей, в меха и бусы оправленной.
В воспоминаниях современников о В.В. Маяковском образ
парижской красавицы прочно связывается с образом Татьяны Яковлевой. Увлечение
пролетарского поэта, агитатора, трибуна, главаря, эмигранткой и невозвращенкой
выглядело по меньшей мере скандальной историей.
В поэтической традиции одним из центральных образов
романтического пейзажа является образ звезды. В.В. Маяковский одновременно и
продолжает традицию классических произведений любовной лирики, и полемизирует с
ней. В данное произведение, как и во многие другие стихотворения В.В.
Маяковского, удачно вписывается городской пейзаж. Ведь даже суета площадного
шума, кутерьма движущихся экипажей и автомобилей не могут заслонить от
истинного поэта звезд, высоких и величественных небесных светил. Поэтическое
слово, по мнению автора, также вечно, высоко и торжественно, как эти звезды.
Оно уподобляется золоторожденной комете, озаряющей небосклон мечтательной паре
влюбленных, уединившейся в беседке сиреневой.
Как видим, пейзаж у В.В. Маяковского глубоко прочувствован,
динамичен, подчинен лирическому переживанию. В финале же простая человеческая
любовь оказывается сильнее урагана, огня и воды. С другой же стороны, любовь
ставится в один ряд с извечными образами хаоса, ломающего привычные жизненные
устои. Подобно урагану она сокрушает все на своем пути. Любовь не горит в огне
и не тонет в воде. Она органично связана со всей жизнью лирического героя, у
которого конкретное романтическое чувство к прекрасной девушке перерастает в
любовь к миру вообще.
|