Владимир Владимирович Маяковский — поэт-трибун, оратор, смело
высказывающий свою точку зрения на любое общественное или политическое
событие. Поэзия была для него рупором, позволяющим быть услышанным
современниками и потомками. Но поэт мог быть не только «горланом —
главарем», часто в его произведениях звучал подлинный лиризм, не
«рассопленный в платочки», а по-боевому нацеленный на службу времени.
Таково стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой». Это
сложное, многоплановое произведение, в котором поэт, идя от конкретной
встречи с реально существующей героиней, переходит к широкому обобщению,
раскрывает свой взгляд на сложнейший порядок вещей и окружающую
обстановку.
Страсти корь
сойдет коростой,
но радость
неиссыхаемая,
буду долго,
буду просто
разговаривать стихами я.
Эта встреча с соотечественницей в Париже всколыхнула душу лирического героя, заставила его задуматься о времени и о себе.
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови.
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
Язык Маяковского выразителен, метафоричен, автор
добивается емкости и глубины мысли, он не хочет остаться непонятым, а
уверен, что его читатель дойдет «до самой сути» авторского замысла.
В этом стихотворении поэт применяет синекдоху, так
часто встречающуюся в других его произведениях. Но здесь метафоры
нанизаны на нить, как в жемчужном ожерелье бусинки. Это позволяет автору
ярко и весомо сказать о своей духовной близости с героиней, без лишних
слов и повторов создать атмосферу задушевного разговора с близким
человеком. Героиня сейчас живет в Париже, путешествует в Испанию...
слышу лишь
свисточный спор
поездов до Барселоны.
Но поэт уверен, что Яковлева не утеряла связь с родиной, и ее отъезд — это временное заблуждение.
Маяковский считает себя уполномоченным страны, говорит от ее имени.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
И постепенно выстраивается образ лирического героя —
патриота огромной страны, гордящегося ею. Маяковский уверен, что
героиня, пережившая со своей родиной тяжелые времена, непременно
вернется назад.
Не тебе,
в снега
и в тиф
шедшей
этими ногами,
здесь
на ласки
выдать их
в ужины
с нефтяниками
Язык стихотворения свободный и раскованный, автор не
боится самых смелых метафор и сравнений. Он пишет для думающего читателя
— отсюда и ассоциативность образов, неожиданные эпитеты и
олицетворения. Поэт ищет новые формы. Ему скучен традиционный
стихотворный размер. Ветер перемен хлынул в Россию и на страницы лирики
Маяковского. Автор захвачен грандиозностью свершений, он хочет быть
участником «великого строительства» и призывает к этому же героиню. В
такое судьбоносное время нельзя оставаться на обочине событий.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Стихотворение написано не в традиционном эпистолярном
жанре, хотя и называется «Письмо...». Скорее это ассоциативное
воспоминание о мимолетной встрече, положившей начало большой дружбе.
Конец стихотворения звучит достаточно оптимистично, мы вместе с автором
уверены, что героиня вернется, будет жить на родине с близкими ей
людьми.
Я все равно
тебя
одну когда-нибудь возьму —
одну
или вдвоем с Парижем. |