Пришедшее на смену акмеизму новое литературное
течение "серебряного века" – футуризм – отличалось агрессивной
оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков. Первый сборник
футуристов назывался "Пощечина общественному вкусу". С футуризмом было
связано раннее творчество Владимира Маяковского. В ранних стихах поэта
чувствуется желание поразить читателя необычностью своего видения мира.
Например, в стихотворении "Ночь" Маяковский использует неожиданное
сравнение. У поэта освещенные окна ночного города вызывают ассоциацию с
веером карт. В представлении читателя возникает образ города-игрока:
Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.
Посмотрим на самые первые стихи о городе – "Ночь" и "Утро".
День, "багровый и белый, отброшен и скомкан", вечера зеленый сумрак
собрал причитающуюся ему "горсть дукатов", "а черным ладоням сбежавшихся
окон раздали горящие желтые карты", "синие тоги" набросилась ночь на
городские площади и бульвары, на здания в браслетах огней. По ночным
улицам "толпа – пестрошерстая быстрая кошка – плыла, изгибаясь, дверями
влекома" в поисках развлечений и удовольствий. Это описание города в
стихотворении "Ночь" не может вызвать у нас ассоциаций: наши города уже
вечером пустынны, страшны, угрюмы, но ведь Маяковский описывает город
1912 года, не тронутый ни войной, ни революцией. Но позади ночь
развлечений, "угрюмый дождь скосил глаза", гибнут фонари, "цари в короне
газа", и то, что было красиво ночью, – почти безобразно при утреннем
свете, который "для глаза сделал больней враждующий букет бульварных
проституток". И вот восток бросает в одну пылающую чашу все, что
осталось от ночного пира (стихотворение "Утро"). Часто современность в
стихах Маяковского предстает в мрачных, окрашенных трагическим колоритом
картинах ("Из улицы в улицу", "Адище города", "Послушайте!").