Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче» посвящено теме нелегкого, но благородного
поэтического труда. Как и большинство произведений В.В. Маяковского, оно
построено на диалоге и несет в себе ярко выраженное публицистическое начало.
Основной художественный прием в данном произведении — параллелизм:
сопоставляются жизнь солнца и творческий путь поэта.
Довольно-таки длинное название стихотворения, снабженное
также еще подробным подзаголовком, четко конкретизирующим место действия,
нацеливает на обстоятельный рассказ о реально происшедших событиях.
Стихотворение открывается дачным пейзажем, который
выполнен также необычно, как необычно заявленное в названии приключение поэта.
Его открывает выразительная гипербола «В сто сорок солнц
закат пылал», подчеркивающая силу летнего зноя и одновременно задающая
динамику всему последующему действую произведения:
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
Так намечается в произведении мнимый конфликт. Далее
задиристый лирический герой бросает небесному светилу отчаянный вызов:
В упор я крикнул солнцу: «Слазь!
довольно шляться в пекло!»
В репликах героя много разговорных и просторечных фраз.
Это придает его речи панибратский характер. Первоначально дерзнувший
пообщаться с солнцем, человек словно кичится своим бесстрашием. Затем солнце
все-таки откликнулось на брошенный вызов, настроение героя меняется:
Черт дернул дерзости мои орать ему, — сконфужен, я сел на
уголок скамьи, боюсь — не вышло б хуже!
В стихотворении (как и в лирике В.В. Маяковского в целом)
чрезвычайно сильно драматургическое начало. Фантастическое действие разворачивается
как обыденная застольная сцена: перед нами два близких товарища, ведущие за
самоваром житейский разговор. Они (поэт и солнце) жалуются друг другу на
повседневные проблемы и в конце концов договариваются объединить свои усилия в
общем деле:
Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт, взорим, вспоем
у мира в сером хламе.
Я
буду солнце лить свое, а ты — свое, стихами.
При этом «златолобое солнце» окончательно приобретает
человеческий образ: оно не только ведет неспешный разговор, но его даже можно
похлопать по плечу.
В финале стихотворения разрушается абстрактный образ
общего врага:
Стена теней, ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Произведение заканчивается оптимистической картиной
торжества стихов и света, всего самого прекрасного на земле.
Поэтичные метафоры помогают В.В. Маяковскому совместить
фантастический и реалистический планы художественного отражения
действительности:
Ко мне,
по доброй воле, само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Лирический герой воспринимает небесное светило как некое
реальное существо — помощника поэта. Оба они делают одно общее дело — несут
миру свет.
В.В. Маяковский стремился быть последовательным в своих
взглядах на искусство. Данное стихотворение поэта перекликается по
проблематике с рядом других его произведений, посвященных теме поэта и поэзии.
|