Владимир Владимирович Маяковский — поэт, который всегда откликался на
события современности. Для него не было тем, на которые бы не могла
откликнуться поэзия. Все было предметом его внимания, если
способствовало процветанию Родины. В двадцатые годы бюрократизм
захлестнул чиновничество, и Маяковский откликнулся на это зло
стихотворением «Прозаседавшиеся».
Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья. Сатирическое обобщение, содержащееся в этом произведении,
свидетельствовало об остроте политического зрения автора, о его
возросшем мастерстве. Сатирическая сила стихотворения Маяковского
рождается из органического сплава реалистической жизненной ситуации с
гиперболой, гротеском, фантастикой отдельных картин и образов. Обычная
картина являющихся на службу в учреждения служащих — и дождь бумаг, из
которых выбирают «с сотни — самые важные!» — для очередного заседания.
Совещания следуют одно за другим, одно нелепее другого: театральный
отдел заседает с главным управлением по конзаводу, цель другого
заседания — решение вопроса о «покупке склянки чернил Гупкооперативом»,
наконец, уже совершенно невообразимое заседание
«А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ко-ма». Лирический герой, добивающийся аудиенции
«со времени она», искренне возмущен, его охватывает ярость. Он врывается
лавиной на очередное заседание:
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
У героя от этой «страшной картины свихнулся разум». И вдруг:
...спокойнейший голосок секретаря:
¦Оне на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться».
Бессмысленность и беспросветность этой суеты особенно остро и
убедительно подчеркивается этой фантастической картиной, возникшей из
просторечного оборота «не разорваться же». Стихотворение заканчивается
лирическим выводом, точным и убедительным:
О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!
Близким к тематике этого произведения является и стихотворение «О
дряни». В центре его образ мещанина, втершегося в советское учреждение и
заботящегося только о своем благополучии. Характеристика «мрази», прямо
противопоставленной настоящим героям революции, завершается
фантастической картиной: будто сам Маркс с портрета поднял возмущенный
голос против обывательского быта:
«Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!»
Тема борьбы с обывательщиной за здоровый социалистический быт поставлена поэтом в целом ряде стихотворений.
Сатира Маяковского — один из важных составных элементов его поэзии.
Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в
разоблачении того, что несовместимо с представлением о высоком звании
гражданина, что мешает строить новое государство.
Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.
Остро и беспощадно Маяковский бичует «вечное» зло. Раннее творчество Владимира Маяковского ознаменовалось резкой критикой
старого мира, который должна была убить, разрушить революция, а на его
месте построить новый. Однако обилие тем, проблем, персонажей в
сатирических произведениях Маяковского убеждает в том, что «ушедшее»
виновато далеко не всегда: сатирического осмеяния достойны многие
явления строящейся в Советской стране жизни. Взять хотя бы мещанство,
которое не было пережитком прошлого. Оно порождение настоящего, и потому
было не только живучим, но и процветающим в условиях новой советской
жизни. Одним из первых нанёс удар по этому явлению революционной
действительности Маяковский своим стихотворением «О дряни». Этим
стихотворением начинается одна из важнейших тем в послеоктябрьском
творчестве поэта – тема борьбы с мещанством, с обывательщиной. |