Творчество В.В. Маяковского тематически разнопланово. В
ранний период оно пронизано любовными переживаниями. В зрелые годы в нем
господствует общественная проблематика.
Заслуженную известность принесли В.В. Маяковскому поэмы
«Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир» и «Человек». В них ярко
воплотились стилевые особенности поэтики В.В. Маяковского: обилие неологизмов,
которые легко и непринужденно включаются в текст произведений («изъиздеваюсь»,
«выжиревший», «любёночек», «декабрый» и т.д.), изысканные метафоры
(«окровавленный сердца лоскут», «сердце — холодной железкою»). Метафоричны и
сами названия поэм: «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник».
Символично, что поэма «Облако в штанах» первоначально
называлась «Тринадцатый апостол». В этом выразилась попытка противопоставить ее
традиционному религиозному учению. Известно, что у Христа было двенадцать
учеников-апостолов. Само слово «апостол» означает «посланник». По легенде, их
избрал сам Христос и отправил по миру проповедовать его учение. Само название
«Тринадцатый апостол» взрывает устоявшуюся религиозную традицию, указывает на
то, что произведение претендует на общественно значимый факт действительности,
а также подчеркивает исповедальный характер поэмы.
Апостолы обладали большой властью. Они были наделены
способностью творить чудеса от имени Христа. Провозглашая себя тринадцатым
апостолом, герой, по сути, заявляет миру о том, что возлагает на себя важную
жизненную миссию. Как видно из дальнейшего развития сюжетной линии
произведения, эта миссия заключается в том, чтобы разоблачать существующие
общественные пороки и с максимально возможной душевной открытостью показать
миру силу человеческих чувств.
Поэму «Облако в штанах» называют иногда манифестом поэта.
Это эмоционально насыщенное произведение. Его идейный смысл сам автор определил
как четыре крика «долой»: долой вашу любовь, искусство, строй, религию. Лирический
герой низвергает любовь, основанную на поиске выгоды и комфорта. Он выступает
против жеманной поэзии для эстетов, наводнившей поэтические салоны того
времени. Автор считает, что буржуазный строй не является исторически прогрессивным
и не принесет счастье человечеству.
Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет
маленькое вступление и четырехчастное деление. Стремление показать
исключительность и неординарность лирического героя звучит во всех главах
поэмы. В одной из них упоминается желтая кофта, в которую «душа от осмотров
укутана». Известно, что сам В.В. Маяковский в жизни любил носить желтую кофту.
Познакомившись с поэмой, читатель понимает, что подобный жест вызван не только
и не столько желанием выделиться, но попыткой прикрыть нечто очень уязвимое и
болезненное в душе за внешней оболочкой отчаянного вызова:
Хорошо, когда в желтую кофту душа от осмотров укутана!
Пейзаж в поэме то готически возвышен («В стеклах дождинки
серые свылись, фимасу фомадили, как будто воют химеры Собора Парижской
Богоматери»), то романтический («Что мне до Фауста, феерией ракет скользящего с
Мефистофелем в небесном паркете!»), то экспрессионистски шокирующий («Всех
пешеходов морда обсосала, а в экипажах лощился за жирным атлетом атлет:
попались люди, проевшись насквозь и сочилось сквозь трещины сало, мутной рекой
с экипажей стекала вместе с иссосанной булкой жевотина старых котлет»).
В лирическом герое сильно проповедническое, пророческое
начало:
Где глаз людей обрывается куцый, главой голодных орд в
терновом венце революций грядет шестнадцатый год.
Смешение стилей, эпох, культурно-исторических реалий
сменяется в поэме как в калейдоскопе. Сюжет представляет собой не
последовательное развитие событий, а строится по ассоциативному принципу:
фрагментарность, неопределенность, недосказанность — все эти особенности
как нельзя более удачно отражают характер мятежной и кризисной эпохи начала
века
Лирический герой поэта переживает любовную трагедию.
Героиню зовут Мария. Сюжет поэмы тяготеет к библейской обобщенности, и столь
значимое в религиозном отношении имя для героини выбрано неслучайно. Герой и
героиня контрастны во всем: он — огромный, неуклюжий индивидуалист, она —
хрупкая, маленькая дочь своего общества.
Поэма написана в 1914-1915 годах, и в ней звучат отголоски
антивоенных стихов этого времени:
Тело твое
я буду беречь и любить, как солдат,
обрубленный войною,
ненужный,
ничей,
бережет свою единственную ногу.
Поэму пронизывает ощущение грядущих перемен. Символичен
финальный образ спящей Вселенной, уподобленной гигантской сторожевой собаке.
Создается впечатление, что вот- вот она воспрянет ото сна.
|