Поэма «Хорошо!» — узловое произведение в творчестве В.В.
Маяковского. Оно имеет не только художественную, но и историческую ценность.
Это своеобразный поэтический портрет эпохи. О революции можно написать
по-разному: восхвалять или осуждать ее. Но она есть свершившийся факт российской
истории, кардинально повлиявший на судьбу последующих десятилетий, да и на
современную эпоху нельзя не смотреть сквозь призму событий начала XX в., ведь
еще живы их последние свидетели и участники.
В.В. Маяковский считал, что будущим поколениям надо
знать, как жили их деды и прадеды. Он сумел показать события изнутри, стремился
к максимально объективной оценке, хотя и не мог не расставить определенные
акценты. Симпатии его, несомненно, находятся на стороне большевиков. Автор их
не скрывает, но в строках поэмы воплотились не только бравурные лозунги и
призывы, но и глобальные трудности, которые испытала молодая республика,
столкнувшаяся с процессом передела собственности. Прежде всего это
кровопролитная гражданская война. В.В. Маяковский последовательно показывает,
как одно трагическое событие влечет за собой другие. Голод, нищета, разруха,
холод — вот те проблемы, с которыми столкнулись люди. В эту смутную эпоху они
хлебнули много горя.
Важно, что поэма написана не от лица стороннего наблюдателя.
С судьбой родной земли у В.В. Маяковского неразрывно связана судьба лирического
героя. Он голодает и мерзнет вместе со всем народом, но его патриотическое
чувство лишь крепнет в испытаниях. Свою нищую, ослабленную войной родину поэт
не променяет на сытую, благополучную Америку.
Поэма написана в 1927 г. (к юбилею Октябрьской революции),
но каждая ее главка настолько явственно переносит читателя в изображаемый
момент исторического развития, что произведение воспринимается как поэтический
дневник, ежегодные записи которого пополнялись именно в первые послереволюционные
годы.
Название произведения отражает итог масштабных социально-экономических
преобразований за десятилетие. Первоначально поэма имела грехчастное
композиционное членение. Произведение имело заглавие «Октябрь», затем «25
октября 1917».
Главы поэмы были инсценированы для праздничного
спектакля, поставленного в октябрьские праздники 1927 года в ленинградском Малом
оперном театре.
Поэма В.В. Маяковского «Хорошо!» — своеобразный учебник
истории, в котором емким, художественно выразительным языком излагаются
реальные факты действительности. По жанру это лиро-эпическая поэма с четко
прописанным сюжетом. Можно было бы охарактеризовать ее как поэму-хронику.
Каждая эпоха порождает своих героев. В.В. Маяковский в
этой связи, конечно, прославляет Ворошилова, Дзержинского, Подвойского,
Антонова, Войкова, Красина, но не обходит вниманием и имена членов Временного
правительства Керенского, Милюкова, Гучкова, Родзянко и предводителей Белой
армии Врангеля, Колчака, Корнилова. При этом Керенский едко высмеян в
произведении. Его властолюбие, трусость и позорное бегство из Зимнего дворца
внушают лишь отвращение. Александр Федорович Керенский — представитель
эсеровской партии. В состав Временного правительства он вошел в качестве
министра юстиции. В первом коалиционном правительстве Керенский был военным и
морским министром, а с 8 июля 1917 г. — министром-председателем, а также
верховным главнокомандующим. В.В. Маяковский в поэме иронизирует над многочисленной
сменой Керенским постов и функций, намекая на то, что он сам себя на них и
назначает. 25 октября 1917 г. Керенский, переодевшись в женское платье, бежал
из столицы на машине американского посольства Сначала он перебрался на Дон к
атаману Каледину, ас 1918 г. жил за границей.
В главах поэмы Александр Федорович ассоциируется у В.В.
Маяковского с царицей Александрой Федоровной. Поэт, с одной стороны,
подчеркивает, что Керенский не сделал ничего для того, чтобы изменить
самодержавную имперскую политику по отношению к своему народу, поверившему и
поддержавшему его, а, с другой стороны, намекает на позорное бегство
Верховноглавнокомандующего из Зимнего дворца перед штурмом. А вот разбитый
Врангель, прощающийся с родной землей, выглядит в произведении трагически
жалким. В.В. Маяковский не отказывает в уважении его патриотическому чувству,
подчеркивает его храбрость и гордость. Петр Николаевич Врангель (1878-1928) был
генералом русской царской армии. Он возглавлял контрреволюционные действия
белогвардейской «добровольческой армии» на юге России в апреле-ноябре 1920 г.
Врангель происходил из прибалтийских баронов. Он был связан с кругами крупных
помещиков и иностранного финансового капитала. В ноябре 1920 г. после разгрома
его войск Врангель бежал за границу. Однако, уезжая, он все равно желает родине
блага:
И над белым тленом,
Как от пули падающий,
на оба колена упал
главнокомандующий.
Трижды
землю
поцеловавши,
трижды
город
перекрестил.
В этой сцене отразилась трагедия тысяч людей, вынужденных
покинуть Родину после революции и умерших в эмиграции, страдая до конца дней
от ностальгии.
Отражены в поэме и тяготы оставшейся в России интеллигенции,
которая также сильно пострадала в революционной смуте. В частности, эпизод,
связанный с A.A. Блоком, где поэт сетует на то, что в имении сожгли его
библиотеку, имел реальную биографическую основу: В.В. Маяковский однажды
встретил A.A. Блока, греющегося у костра перед Зимним дворцом, и тот рассказал
ему об этом факте.
Однако несчастный случай с блоковской библиотекой — всего
лишь незначительная мелочь по сравнению с той полосой трудностей, с которыми
пришлось столкнуться в последующие годы русской интеллигенции, оставшейся в
России. В воспоминаниях поэтессы И. Одоевцевой «На берегах Невы» подробно
описываются настроения в писательской среде того времени. Люди творческого
труда также замерзали и голодали в те годы, как вся Россия. В.В. Маяковский в
данном случае не противопоставляет интеллигенцию простому народу, а наоборот,
подчеркивает единство судьбы ученого и лесоруба в сложный, переломный момент
истории.
И все-таки не стоит забывать о том, что поэма В.В. Маяковского
— произведение светлое, оптимистическое. Все многочисленные трудности и
проблемы современности отражены в ней не столько с целью объективного
воплощения эпохи, сколько в стремлении показать, как дорого заплатила Россия за
то, чтобы построить новое общество — общество социальной справедливости и
благополучия. Чем сложнее был путь к юбилейному, 1927 г., тем ярче должны были
казаться эпохальные достижения этого периода. Таким образом, в основе
композиционного построения поэмы лежит прием контраста. Проявляется он и в
построении отдельных главок. Вспомним, например, эпизод субботника.
|