Первоначальное название поэмы – "Тринадцатый апостол" – было заменено
цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в
цензуру, то меня спросили: "Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что
ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда
мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о
том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить
лирику и большую грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите,
как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в
штанах"».
Первое издание поэмы (1915) содержало большое количество
цензурных купюр. Полностью, без купюр поэма вышла в начале 1918 года в
Москве с предисловием В. Маяковского: «"Облако в штанах"... считаю
катехизисом сегодняшнего искусства: "Долой вашу любовь!”, "Долой ваше
искусство!”, "Долой ваш строй!”, "Долой вашу религию” – четыре крика
четырех частей».
Каждая часть поэмы выражает определенную идею. Но саму поэму
нельзя строго делить на главы, в которых последовательно выражены четыре
крика «Долой!». Поэма вовсе не разграфлена на отсеки со своим «Долой!»,
а представляет собой целостный, страстный лирический монолог, вызванный
трагедией неразделенной любви. Переживания лирического героя
захватывают разные сферы жизни, в том числе и те, где господствуют
безлюбая любовь, лжеискусство, преступная власть, проповедуется
христианское терпение. Движение лирического сюжета поэмы обусловлено
исповедью героя, временами достигающей высокого трагизма (первые
публикации отрывков из «Облака» имели подзаголовок «трагедия»).
Первая часть поэмы – о трагической неразделенной любви поэта. Она
содержит невиданной силы ревность, боль, взбунтовались нервы героя: «как
больной с кровати, спрыгнул нерв», затем нервы «скачут бешеные, и уже у
нервов подкашиваются ноги».
Автор поэмы мучительно спрашивает: «Будет любовь или нет? Какая –
большая или крошечная?» Вся глава – это не трактат о любви, а
выплеснутые наружу переживания поэта. В главе отражены эмоции
лирического героя: «Алло! Кто говорит? Мама? Мама! Ваш сын прекрасно
болен! Мама! У него пожар сердца». Любовь лирического героя поэмы
отвергли (Это было, было в Одессе; «Приду в четыре», – сказала Мария.
/ Восемь. / Девять. / Десять... Упал двенадцатый час, / как с плахи
голова казненного; Вошла ты, / резкая, как «нате!», / муча перчатки
замш, / сказала: «Знаете – / я выхожу замуж»), и это приводит его к
отрицанию любви-сладкоголосого песнопения, потому что подлинная любовь
трудная, это любовь-страдание.
Его представления о любви вызывающе, полемично откровенны и эпатирующи: «Мария! Поэт сонеты поет Тиане,
// а я / весь из мяса, человек весь – // тело твое просто прошу, // как
просят христиане – // "Хлеб наш насущный – / даждь нам днесь”». Для
лирического героя любовь равнозначна самой жизни. Лирика и грубость
здесь внешне противоречат друг другу, но с психологической точки зрения
реакция героя объяснима: его грубость – это реакция на отвержение его
любви, это защитная реакция.
В. Каменский, спутник Маяковского по поездке в Одессу, писал о
Марии, что она была совершенно необыкновенной девушкой, в ней
«сочетались высокие качества пленительной внешности и интеллектуальная
устремленность ко всему новому, современному, революционному...»
«Взволнованный, взметенный вихрем любовных переживаний, после первых
свиданий с Марией, – рассказывает В. Каменский, – он влетел к нам в
гостиницу этаким праздничным весенним морским ветром и восторженно
повторял: "Вот это девушка, вот это девушка!”... Маяковский, еще не
знавший любви, впервые изведал это громадное чувство, с которым не мог
справиться. Охваченный "пожаром любви”, он вообще не знал, как быть, что
предпринять, куда деться».
Неутоленные, трагичные чувства героя не могут сосуществовать с
холодным суесловием, с рафинированной, изысканной литературой. Для
выражения подлинных и сильных чувств улице не хватает слов: «улица
корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать». Поэтому автор
отрицает все то, что было прежде создано в сфере искусства:
Я над всем, что сделано,
Ставлю «nihil».
Из всех видов искусства Маяковский обращается к поэзии: она слишком
оторвалась от реальной жизни и от реального языка, которым говорит
улица, народ. Поэт гиперболизирует этот разрыв:
а во рту
умерших слов разлагаются трупики.
Для Маяковского важна душа народа, а не его внешний облик («Мы от
копоти в оспе. Я знаю – солнце померкло б, увидев наших душ золотые
россыпи»). Теме поэзии посвящена и третья глава:
А из сигаретного дыма / ликерною рюмкой
вытягивалось пропитое лицо Северянина.
Как вы смеете называться поэтом
И, серенький, чирикать, как перепел.
Сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе.
Лирический герой заявляет о своем разрыве с предыдущими поэтами, с «чистой поэзией»:
От вас, которые влюбленностью мокли,
От которых / в столетие слеза лилась,
уйду я, / солнце моноклем
вставлю в широко растопыренный глаз.
Еще одно «долой» поэмы – «долой ваш строй», ваших «героев»:
«железного Бисмарка», миллиардера Ротшильда и кумира многих поколений –
Наполеона. «На цепочке Наполеона поведу, как мопса», – заявляет автор.
Через всю третью главу проходит тема крушения старого мира. В
революции Маяковский видит способ покончить с этим ненавистным строем и
призывает к революции – к этому кровавому, трагичному и праздничному
действу, которое должно выжечь пошлость и серость жизни:
Идите! / Понедельники и вторники
окрасим кровью в праздники!
Пускай земле под ножами припомнится,
кого хотела опошлить!
Земле, / обжиревшей, как любовница,
которую вылюбил Ротшильд!
Чтоб флаги трепались в горячке пальбы,
как у каждого порядочного праздника –
выше вздымайте, фонарные столбы,
окровавленные туши лабазников.
Автор поэмы прозревает грядущее будущее, где не будет безлюбой любви,
буржуазной рафинированной поэзии, буржуазного строя и религии терпения.
И сам он видит себя «тринадцатым апостолом», «предтечей» и глашатаем
нового мира, призывающим к очищению от бесцветной жизни:
Я, обсмеянный у сегодняшнего племени,
как длинный скабрезный анекдот,
вижу идущего через горы времени,
которого не видит никто.
Где глаз людей обрывается куцый,
главой голодных орд,
в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
А я у вас – его предтеча!
Герой стремится переплавить свою неутоленную боль, он как бы
поднимается на новую высоту в своих личных переживаниях, стремясь
уберечь будущее от унижений, выпавших на его долю. И он прозревает, чем
закончится его горе и горе многих – «шестнадцатым годом».
Герой проходит в поэме тягостный путь взлетов и падений. Это
стало возможным потому, что сердце его полно самых глубоких личных
переживаний. В четвертую главу поэмы возвращается безысходная тоска по
возлюбленной. «Мария! Мария! Мария!» – надрывно звучит имя рефреном, в
нем – «рожденное слово, величием равное Богу». Сбивчивы и бесконечны
мольбы, признания – ответа Марии нет. И начинается дерзкий бунт против
Всевышнего – «недоучки, крохотного божика». Бунт против несовершенства
земных отношений и чувств:
Отчего ты не выдумал,
чтоб было без мук
целовать, целовать, целовать?!
Лирический герой поэмы – «красивый двадцатидвухлетний». С
максимализмом входящего в жизнь молодого человека выражена в поэме мечта
о времени, лишенном страданий, о грядущем бытии, где восторжествуют
«миллионы огромных чистых любвей». Тема личных, непреодоленных
потрясений перерастает в прославление будущего счастья.
Автор разочаровывается в нравственной силе религии. Революция, по
Маяковскому, должна принести не только социальное освобождение, но и
нравственное очищение. Антирелигиозный пафос поэмы был резко вызывающим,
отталкивая одних и привлекая других. Например, М. Горького «поразила в
поэме богоборческая струя». «Он цитировал стихи из "Облака в штанах” и
говорил, что такого разговора с богом он никогда не читал... и что
господу богу от Маяковского здорово влетело».
Я думал – ты всесильный божище,
а ты недоучка, крохотный божик.
Видишь, я нагибаюсь, / из-за голенища
достаю сапожный ножик.
Крылатые прохвосты! / Жмитесь в раю!
Ерошьте перышки в испуганной тряске!
Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою
отсюда до Аляски!
...Эй, вы! Небо! / Снимите шляпу! Я иду!
Глухо.
Вселенная спит,
положив на лапу
с клещами звезд огромное ухо.
Финал поэмы звучит не без авторской иронии: Вселенная не слышит протеста «тринадцатого апостола» – она спит!
Особенности поэтики Маяковского
Поэме В. Маяковского "Облако в штанах" (как и другим его
произведениям) свойственны гиперболизм, оригинальность, планетарность
сравнений и метафор. Их чрезмерность порой создает трудности для
восприятия. М. Цветаева, например, любившая стихи Маяковского, считала,
что «Маяковского долго читать невыносимо от чисто физической растраты.
После Маяковского нужно долго и много есть».
На трудность читать и понимать Маяковского обращал внимание еще
К.И. Чуковский: «Образы Маяковского удивляют, поражают. Но в искусстве
это опасно: для того, чтобы постоянно изумлять читателя, никакого
таланта не хватит. В одном стихотворении Маяковского мы читаем, что поэт
лижет раскаленную жаровню, в другом, что он глотает горящий булыжник,
затем – вынимает у себя из спины позвоночник и играет на нем, как на
флейте. Это ошеломляет. Но когда на других страницах он выдергивает у
себя живые нервы и мастерит из них сетку для бабочек, когда он делает
себе из солнца монокль, мы уже почти перестаем удивляться. А когда он
затем наряжает облако в штаны (поэма "Облако в штанах"), спрашивает нас:
Вот, / хотите, / из правого глаза / выну
целую цветущую рощу?!
читателю уже все равно: хочешь – вынимай, не хочешь – нет. Читателя уже не проймешь. Он одеревенел». В своей экстравагантности Маяковский порой однообразен и потому его поэзию немногие любят.
Но ныне, после отшумевших совсем недавно бурных споров о
Маяковском, попыток некоторых критиков сбросить самого Маяковского с
парохода современности, вряд ли стоит доказывать, что Маяковский – это
неповторимый, оригинальный поэт. Это поэт улицы и в то же время
тончайший, легко ранимый лирик. В свое время (в 1921 году) К.И.
Чуковский написал статью о поэзии А. Ахматовой и В. Маяковского –
«тихой» поэзии одного и «громкой» поэзии другого поэта. Совершенно
очевидно, что стихи этих поэтов не схожи, даже полярно противоположны.
Кому же отдает предпочтение К.И. Чуковский? Критик не только
противопоставляет стихи двух поэтов, но и сближает, потому что их
объединяет присутствие в них поэзии: «Я, к своему удивлению, одинаково
люблю обоих: и Ахматову, и Маяковского, для меня они оба свои. Для меня
не существует вопроса: Ахматова или Маяковский? Мне мила и та
культурная, тихая, старая Русь, которую воплощает Ахматова, и та
плебейская, бурная, площадная, барабанно-бравурная, которую воплощает
Маяковский. Для меня эти две стихии не исключают, а дополняют одна
другую, они обе необходимы равно». |