Четверг, 08.12.2016, 01:10

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [39]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ЛЕРМОНТОВ

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дума». (Восприятие, оценка, истолкование)

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…

М.Ю. Лермонтов 

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, всю свою жизнь посвятивший литературному творчеству. По-моему, поэзия Лермонтова – настоящее чудо ,это новый взгляд на добро и зло, красоту и любовь. Какую огромную работу должна совершить душа поэта, чтобы передать все мысли, чувства читателям. Я думаю, что открывается это далеко не каждому, а только человеку чуткому, внимательному и доброму. Поэзии подвластно все. Мне кажется, что нет таких тем, которых бы она не коснулась.

Трудно сейчас без внутреннего волнения читать лирический шедевр М.Ю. Лермонтова «Дума», написанный в 1838 году.

Прочитаем стихотворение еще раз, вдумаемся в его строки. Оно прекрасно и образно передает душевное состояние поэта. В своем небольшом шедевре Лермонтову удается выразить самые сокровенные мысли и чувства.

«Дума» - это размышление автора о жизни поколения. Он, как и в некоторых других своих произведениях, осуждает и противостоит ему. Но «Дума» - это и разговор автора с самим собой.

Лермонтов употребляет местоимение «мы», воспринимая и на собственный счет все пороки и потери. Однако в начале стихотворения он отделяет себя от других людей, совершая над ними беспощадный суд. Что же не устраивает поэта в «толпе угрюмой»? В чем же он ее обвиняет? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем первые строки стихотворения:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Как же построено произведение? Оно состоит из четырех строф. Автор использует перекрестную рифмовку, женская рифма чередуется с мужской. Что же это дает стихотворению? Безусловно, такое построение придает произведению мягкость и мелодичность, но в то же самое время удивительную упругость.

Лермонтов описывает свое поколение. Но он говорит о нем не с чувством гордости, а скорее всего с некой грустью:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Вслушайтесь в эти строки. Они удивительно музыкальны! Сонорные звуки «л», «м», «н», «р» повторяются из строки в строку! Вероятно, именно они позволяют нам лучше понять чувства поэта, осознающего всю пустоту жизни своего поколения. Более того, он говорит о том, что «толпа» не хочет вырваться из замкнутого круга, изменить свою судьбу:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию – презренные рабы.

Лермонтов пытается сравнить поколение с «тощим плодом». Он хочет сказать, хотя и бессмысленно, что нужно изменить свою жизнь, а то она вскоре потеряет смысл:

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

«Дума» - одно из лучших произведений автора. Его можно отнести к философской лирике, так как поэт обращает внимание не только на действия людей, но и на их духовный мир:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Какие же изобразительно-выразительные средства использует поэт? Конечно, это эпитеты («поздним их умом», «празднике чужом», «презренные рабы», «пришлец осиротелый», «наукой бесплодной»). Обратите внимание на то, какие метафоры («мы вянем без борьбы»,,«мы иссушили ум наукою…», «касались мы до чаши наслажденья», « мы жадно бережем в груди остаток чувства») и олицетворения (« жизнь уж нас томит…», « мечты поэзии…восторгом сладостным наш ум не шевелят…», « огонь кипит в крови») употребляет автор. Именно благодаря им Лермонтову удалось донести до читателей свои мысли и чувства. Они рассказывают нам о жизни людей, утратившие высокие нравственные идеалы.

Лермонтов приходит к печальному выводу о том, что пользы от этого поколения никакой не будет:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Стихотворение поражает своей внутренней  динамикой. Как это достигнуто? Взгляните на то, каким размером написано произведение. Безусловно, это ямб! Именно он создает эту энергичность, упругость, увлекает читателя за стремительной мыслью поэта.

Кроме того, ямб передает общее настроение, насыщенное горечью и обидой за судьбу своего поколения, бездарно прожигающего жизнь.

Интересно сопоставить это стихотворение Лермонтова с другими творениями поэта. Например, с произведением « Как часто, пестрою толпою окружен…», написанном в 1840 году. Здесь Лермонтов, как и в стихотворении «Дума»,  рисует  психологический портрет своего поколения.

Как видим, в ряде своих лирических произведений Лермонтов выступает как строгий судья собственного поколения, что свидетельствует о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим его Родины.

Категория: ЛЕРМОНТОВ | Добавил: admin (03.09.2012)
Просмотров: 2274 | Теги: стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, характеристика стихотворения, метафора, анализ стихотворения, стихотворный размер, сравнение | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0