Стихотворение "Узник”
А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова "Узник”, несмотря на одинаковые названия, имеют
разный смысл и очень сильно отличаются.
Это видно уже в
начале двух стихотворений. В "Узнике” А.С. Пушкина ЛГ испытывает внутреннее
раздражение к реальной тюремной жизни: "…сижу за решеткой в темнице сырой”.
А.С. Пушкин использует метафору во второй строке, сравнивая ЛГ с орлом: "…в
неволе орел молодой”. В первой строфе присутствуют темные, серые, черные тона.
Но все мрачные оттенки перекрикивает красный цвет: "Кровавую пищу…”. Это кровь
людей, может быть, таких же невольных, как и ЛГ. В "Узнике” М.Ю. Лермонтова в первой
строфе ЛГ стремится (пусть на словах) к свободе, чего пока не видно у ЛГ А.С.
Пушкина. Здесь ЛГ жаждет разнообразной жизни, заявляя: "Дайте мне сиянье дня,
черноглазую девицу, черногривого коня”. ЛГ достаточно агрессивный, смелый,
самоуверенный, субъективный, романтичный: "Я красавицу младую прежде сладко
поцелую…”. Смелость ЛГ проявляется в глаголах повелительного наклонения:
"Отворите…, дайте…”. В этой строфе ЛГ сравнивает себя с ветром: "…как ветер…”.
Цветопись Лермонтова разнообразна – это и теплые светлые тона: "сиянье дня”, и
темные: "отворите мне темницу”.
В первых строфах двух
стихотворений практически нет сходств, кроме как оба ЛГ сидят в темнице.
Во второй строфе
стихотворения А.С. Пушкина у ЛГ появляется надежда, какой не было у него в первой
строфе: "…задумал…, зовёт…”. Здесь мы видим противостояние внутренней свободы
неволе: "Давай улетим!”. Здесь преобладают более светлые тона: "и смотрит в
окно…”, "давай улетим”, чем в первой строфе. А у М.Ю. Лермонтова ЛГ омрачен:
"Но окно тюрьмы высоко, дверь тюрьмы тяжелая с замком…” ЛГ испытывает горечь от
несбывшихся надежд: "Черноокая далеко…, добрый конь в…поле.. скачет весел и
игрив…”. "Добрый конь” даже не думает о ЛГ, он "в…поле…весел и игрив”, а ЛГ
сидит в ненавистной ему темнице. В этой строфе доминируют холодные, темные,
черные, темно-серые тона: "окно тюрьмы”; "дверь с замком”. Эти строфы двух
стихотворений заметно отличаются, так как ЛГ А.С. Пушкина приобретает надежду
на свободу, а ЛГ М.Ю. Лермонтова её теряет.
В третьей строфе
стихотворения А.С. Пушкина ЛГ верит в свои силы, которые помогут ему обрести
свободу: "Мы вольные птицы”. ЛГ уже не испытывает такого раздражения от
"решетки”, он словно совсем далеко от "темницы сырой”: "Туда, где за тучей
белеет гора…”. В конце стихотворения А.С. Пушкина преобладают светлые и теплые
цвета – цвета свободы: "синеют морские края”, поскольку душевная свода его ЛГ
всё-таки "побеждает”.
В третьей же строфе
стихотворения М.Ю. Лермонтова ЛГ абсолютно потерял надежду вырваться на
свободу, чего он так жаждал в начале. ЛГ теперь жалеет себя, жалуется на свою
судьбу: "одинок я - нет отрады…”. М.Ю. Лермонтов усиливает пессимистический
настрой ЛГ эпитетом: "Стены голые…” и метафорой "…светит…умирающим огнем…”.
Складывается ощущение, что ЛГ Лермонтова хоронит себя в тюрьме заживо. Его
душевная свобода "погибает”.
А.С. Пушкин
использует в своем стихотворении четырехстопный дактиль, показывая им
внутреннее сопротивление ЛГ неволе, его любовь к воле, стремление к свободе, а
М.Ю. Лермонтов - двухстопный хорей, закладывая тем самым пессимистическое
начало в настроение ЛГ. Эти оба стихотворения не оставили меня равнодушной, но
больше мне по душе "Узник” А.С. Пушкина, так как его ЛГ стремится к свободе не
только на словах, в отличие от ЛГ М.Ю. Лермонтова, который жалуется на свое
тюремное положение. |