Стихотворение
"Узник” А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова "Узник”, несмотря на одинаковые
названия, имеют разный смысл и очень сильно отличаются.
Это
видно уже в начале двух стихотворений. В "Узнике” А.С. Пушкина ЛГ испытывает
внутреннее раздражение к реальной тюремной жизни: "…сижу за решеткой в темнице
сырой”. А.С. Пушкин использует метафору во второй строке, сравнивая ЛГ с орлом:
"…в неволе орел молодой”. В первой строфе присутствуют темные, серые, черные
тона. Но все мрачные оттенки перекрикивает красный цвет: "Кровавую пищу…”. Это
кровь людей, может быть, таких же невольных, как и ЛГ. В "Узнике” М.Ю.
Лермонтова в первой строфе ЛГ стремится (пусть на словах) к свободе, чего пока
не видно у ЛГ А.С. Пушкина. Здесь ЛГ жаждет разнообразной жизни, заявляя:
"Дайте мне сиянье дня, черноглазую девицу, черногривого коня”. ЛГ достаточно
агрессивный, смелый, самоуверенный, субъективный, романтичный: "Я красавицу
младую прежде сладко поцелую…”. Смелость ЛГ проявляется в глаголах
повелительного наклонения: "Отворите…, дайте…”. В этой строфе ЛГ сравнивает
себя с ветром: "…как ветер…”. Цветопись Лермонтова разнообразна – это и теплые
светлые тона: "сиянье дня”, и темные: "отворите мне темницу”.
В
первых строфах двух стихотворений практически нет сходств, кроме как оба ЛГ
сидят в темнице.
Во
второй строфе стихотворения А.С. Пушкина у ЛГ появляется надежда, какой не было
у него в первой строфе: "…задумал…, зовёт…”. Здесь мы видим противостояние
внутренней свободы неволе: "Давай улетим!”. Здесь преобладают более светлые
тона: "и смотрит в окно…”, "давай улетим”, чем в первой строфе. А у М.Ю.
Лермонтова ЛГ омрачен: "Но окно тюрьмы высоко, дверь тюрьмы тяжелая с замком…”
ЛГ испытывает горечь от несбывшихся надежд: "Черноокая далеко…, добрый конь
в…поле.. скачет весел и игрив…”. "Добрый конь” даже не думает о ЛГ, он
"в…поле…весел и игрив”, а ЛГ сидит в ненавистной ему темнице. В этой строфе
доминируют холодные, темные, черные, темно-серые тона: "окно тюрьмы”; "дверь с
замком”. Эти строфы двух стихотворений заметно отличаются, так как ЛГ А.С.
Пушкина приобретает надежду на свободу, а ЛГ М.Ю. Лермонтова её теряет.
В
третьей строфе стихотворения А.С. Пушкина ЛГ верит в свои силы, которые помогут
ему обрести свободу: "Мы вольные птицы”. ЛГ уже не испытывает такого
раздражения от "решетки”, он словно совсем далеко от "темницы сырой”: "Туда,
где за тучей белеет гора…”. В конце стихотворения А.С. Пушкина преобладают
светлые и теплые цвета – цвета свободы: "синеют морские края”, поскольку
душевная свода его ЛГ всё-таки "побеждает”.
В
третьей же строфе стихотворения М.Ю. Лермонтова ЛГ абсолютно потерял надежду
вырваться на свободу, чего он так жаждал в начале. ЛГ теперь жалеет себя,
жалуется на свою судьбу: "одинок я - нет отрады…”. М.Ю. Лермонтов усиливает
пессимистический настрой ЛГ эпитетом: "Стены голые…” и метафорой
"…светит…умирающим огнем…”. Складывается ощущение, что ЛГ Лермонтова хоронит
себя в тюрьме заживо. Его душевная свобода "погибает”.
А.С.
Пушкин использует в своем стихотворении четырехстопный дактиль, показывая им
внутреннее сопротивление ЛГ неволе, его любовь к воле, стремление к свободе, а
М.Ю. Лермонтов - двухстопный хорей, закладывая тем самым пессимистическое
начало в настроение ЛГ. Эти оба стихотворения не оставили меня равнодушной, но
больше мне по душе "Узник” А.С. Пушкина, так как его ЛГ стремится к свободе не
только на словах, в отличие от ЛГ М.Ю. Лермонтова, который жалуется на свое
тюремное положение.
В 9-м классе на уроках литературы ученики
знакомятся с циклом стихотворений того или иного поэта. Главное на таких уроках
– сформировать у учащихся целостное представление, например, о любовной лирике
А.С. Пушкина, о его особом ЛГ. На помощь учителю опять приходит методика
изображения в цвете собственного понимания, но уже не отдельного лирического
произведения, а цикла стихотворений. Так, анализируя любовную лирику А.С.
Пушкина, ученикам предлагается рассмотреть 6 стихотворений, посвященных любимым
женщинам поэта. |