Среда, 29.06.2022, 23:16





ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [41]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ЛЕРМОНТОВ

Сравнительный анализ стихотворения “Узник” А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Стихотворение "Узник” А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова "Узник”, несмотря на одинаковые названия, имеют разный смысл и очень сильно отличаются.

Это видно уже в начале двух стихотворений. В "Узнике” А.С. Пушкина ЛГ испытывает внутреннее раздражение к реальной тюремной жизни: "…сижу за решеткой в темнице сырой”. А.С. Пушкин использует метафору во второй строке, сравнивая ЛГ с орлом: "…в неволе орел молодой”. В первой строфе присутствуют темные, серые, черные тона. Но все мрачные оттенки перекрикивает красный цвет: "Кровавую пищу…”. Это кровь людей, может быть, таких же невольных, как и ЛГ. В "Узнике” М.Ю. Лермонтова в первой строфе ЛГ стремится (пусть на словах) к свободе, чего пока не видно у ЛГ А.С. Пушкина. Здесь ЛГ жаждет разнообразной жизни, заявляя: "Дайте мне сиянье дня, черноглазую девицу, черногривого коня”. ЛГ достаточно агрессивный, смелый, самоуверенный, субъективный, романтичный: "Я красавицу младую прежде сладко поцелую…”. Смелость ЛГ проявляется в глаголах повелительного наклонения: "Отворите…, дайте…”. В этой строфе ЛГ сравнивает себя с ветром: "…как ветер…”. Цветопись Лермонтова разнообразна – это и теплые светлые тона: "сиянье дня”, и темные: "отворите мне темницу”.

В первых строфах двух стихотворений практически нет сходств, кроме как оба ЛГ сидят в темнице.

Во второй строфе стихотворения А.С. Пушкина у ЛГ появляется надежда, какой не было у него в первой строфе: "…задумал…, зовёт…”. Здесь мы видим противостояние внутренней свободы неволе: "Давай улетим!”. Здесь преобладают более светлые тона: "и смотрит в окно…”, "давай улетим”, чем в первой строфе. А у М.Ю. Лермонтова ЛГ омрачен: "Но окно тюрьмы высоко, дверь тюрьмы тяжелая с замком…” ЛГ испытывает горечь от несбывшихся надежд: "Черноокая далеко…, добрый конь в…поле.. скачет весел и игрив…”. "Добрый конь” даже не думает о ЛГ, он "в…поле…весел и игрив”, а ЛГ сидит в ненавистной ему темнице. В этой строфе доминируют холодные, темные, черные, темно-серые тона: "окно тюрьмы”; "дверь с замком”. Эти строфы двух стихотворений заметно отличаются, так как ЛГ А.С. Пушкина приобретает надежду на свободу, а ЛГ М.Ю. Лермонтова её теряет.

В третьей строфе стихотворения А.С. Пушкина ЛГ верит в свои силы, которые помогут ему обрести свободу: "Мы вольные птицы”. ЛГ уже не испытывает такого раздражения от "решетки”, он словно совсем далеко от "темницы сырой”: "Туда, где за тучей белеет гора…”. В конце стихотворения А.С. Пушкина преобладают светлые и теплые цвета – цвета свободы: "синеют морские края”, поскольку душевная свода его ЛГ всё-таки "побеждает”.

В третьей же строфе стихотворения М.Ю. Лермонтова ЛГ абсолютно потерял надежду вырваться на свободу, чего он так жаждал в начале. ЛГ теперь жалеет себя, жалуется на свою судьбу: "одинок я - нет отрады…”. М.Ю. Лермонтов усиливает пессимистический настрой ЛГ эпитетом: "Стены голые…” и метафорой "…светит…умирающим огнем…”. Складывается ощущение, что ЛГ Лермонтова хоронит себя в тюрьме заживо. Его душевная свобода "погибает”.

А.С. Пушкин использует в своем стихотворении четырехстопный дактиль, показывая им внутреннее сопротивление ЛГ неволе, его любовь к воле, стремление к свободе, а М.Ю. Лермонтов - двухстопный хорей, закладывая тем самым пессимистическое начало в настроение ЛГ. Эти оба стихотворения не оставили меня равнодушной, но больше мне по душе "Узник” А.С. Пушкина, так как его ЛГ стремится к свободе не только на словах, в отличие от ЛГ М.Ю. Лермонтова, который жалуется на свое тюремное положение.

В 9-м классе на уроках литературы ученики знакомятся с циклом стихотворений того или иного поэта. Главное на таких уроках – сформировать у учащихся целостное представление, например, о любовной лирике А.С. Пушкина, о его особом ЛГ. На помощь учителю опять приходит методика изображения в цвете собственного понимания, но уже не отдельного лирического произведения, а цикла стихотворений. Так, анализируя любовную лирику А.С. Пушкина, ученикам предлагается рассмотреть 6 стихотворений, посвященных любимым женщинам поэта.

Категория: ЛЕРМОНТОВ | Добавил: admin (01.06.2012)
Просмотров: 9273 | Теги: стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, характеристика стихотворения, метафора, анализ стихотворения, стихотворный размер, сравнение | Рейтинг: 5.0/2
ВИДЕОУРОКИ

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск


Copyright MyCorp © 2022 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0