Четверг, 25.04.2024, 02:49


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [41]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ЛЕРМОНТОВ

Анализ стихотворения Лермонтова «Родина»

1. Люблю отчизну я, но странною любовью!

2. Не победит ее рассудок мой.

3. Ни слава, купленная кровью,

4. Ни гордый полного доверия покой,

5. Ни темной старины заветные преданья

6. Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

1. — 1 — 1 — 1 — 1 — 1 — I

2. — 1 — 1 — 1 — I — I

3. — 1 — II — 1 —

4. — I — 1 — 1 — 1 — I — 1

5. —1—1—1—1—1—1—

6. — 1 — 1 — 1 — 1 — 1 — 1 —

Только первая, пятая и шестая строки — шестистопный ямб с наращением — имеют одинаковую длину и, следовательно могут быть уложены в один и тот же отрезок времени. Первая длинная строка с восклицательным знаком на конце, требующим длительной паузы, и пауза после третьей стопы, то есть после слова «я», определяют отрезок времени, который должен быть обязательным и для следующих коротких строк.

Слово «странною» в первом предложении подсказывает нам те настроения, которые автор хотел передать в этих строках.

Странный — это значит не совсем понятный, а если так, то хочу понять, разобраться в этом вопросе. И задача понять, разобраться, докопаться до истины определяет темпо-ритм данного стихотворения. Я не могу торопиться, я должен внимательно проанализировать свое чувство, любовь к Родине.

Не победит ее рассудок мой.

Пятистопный стих требует цезуры посредине строки, в данном случае после слова «ее». Чем эту паузу? Как оправдать ее? В паузах мысль работает напряженно, активно. Что же заставило поэта задуматься? То, что рассудок не может победить чувство. Рассудок говорит: за что любить? Нищета, темнота, рабство, произвол, насилие, бездушие, но сердце полно любви, и я не могу побороть эту любовь.

Точка на конце строки, предполагающая большую паузу, подсказывает, что это положение автор утверждает безоговорочно.

Третья строка по размеру самая короткая, как же ее удлинить и сделать равной первой?

 

Автор старается представить себе, что больше всего может волновать человека, что для него дороже всего.

Ни слава, купленная кровью.

Всего четыре слова в строке. Но какая кинолента видений должна пройти перед глазами, пока вы произносите эти слова и решаете: «Нет, даже эта слава не волнует так, как мысль о Родине».

Следующие строки почти равны. Первая из них немного короче и может быть удлинена большей паузой на конце строки или наиболее раздельным произнесением каждого слова, то есть изменением темпа. Но это удлинение паузы должно быть еле ощутимо, так как строка короче только на половину двухсложной стопы. Вторая строка не имеет никакого пунктуационного знака, но по законам стиховедения на конце строки должна быть сделана небольшая пауза для вдоха. Эти концевые паузы не должны грубо обрывать стих, так как они должны придавать речи взволнованность, музыкальность. Эта мгновенная пауза является как бы воздушным мостиком, соединяющим строки стиха.

«Ни темной старины заветные преданья» — не спускайте голос, переводите его во вдох, — «Не шевелят во мне отрадного мечтанья», — опустите голос вниз, к точке.

Дальнейшее чтение стихотворения не представляет трудности, ибо каждая строка его вызывает определенные конкретные видения. Идите за этими видениями, и ваша речь будет звучать убедительно, впечатляюще и ритмично.

Картины родной природы, так хорошо знакомые и любимые каждым из нас, волнуют сердце и наполняют его беспредельной любовью к своей родной стране. Они успокаивают, чаруют, и это передается в спокойном ритме второй части стихотворения.

Но я люблю — за что не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи темь,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз,

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым.

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

 

Здесь также не все строки равны. Первые четыре имеют по пяти стоп, последующие четыре переходят в шестистопный ямб, и, наконец, последние восемь строк имеют только по четыре стопы.

Вчитайтесь внимательно в каждую строку стихотворения воспроизведите перед вашим внутренним взором данные а втором картины, расскажите о них, и вы почувствуете, как совершенная форма стиха Лермонтова поможет вам передать чувства автора.

При чтении стихов необходимо также обращать внимание на рифму — созвучие концов стихотворных строк.

В зависимости от своего расположения рифма бывает: соседняя — аавв, перекрестная — авав, кольцевая — авва; на протяжении одного стихотворения она может быть одинаковой, может меняться, чередоваться. Все это необходимо учитывать при анализе и чтении стихотворения. Встречаются стихи и без рифмы, так называемые белые стихи.

Перейдем к разбору нескольких стихотворений Пушкина и Лермонтова.

Чтение лирических произведений является наиболее трудным разделом. Написанные обычно от первого лица, они и писаться должны также от первого лица. Но для того чтобы суметь передать все богатство мыслей и чувств поэта, надо самому искренне разделить с ним эти чувства, ту страстность мысли, которые волновали поэта, «нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его».

А чтобы понять и почувствовать «всякое слово» лирики поэта, необходимо очень хорошо знать и ясно представлять себе ту общественную жизнь, ту конкретную обстановку, в которой жил и творил поэт. Надо как бы увидеть своими глазами все предлагаемые обстоятельства, которых писалось то или иное стихотворение.

Возьмем поэзию Пушкина и Лермонтова. Это было время острой политической борьбы общественных мнений, время, когда все лучшие люди России подняли свой голос против самодержавия, против ненавистного позорного рабства — крепостного права, когда передовая художественная литература тесно связал а себя с общественно-революционным движением; когда властителями дум и настроений были Радищев, Рылеев, в которых венценосные властители народа видели опасных мятежников, бунтовщиков, подрывающих основы самодержавия, призывающих к революции. Пушкин, Лермонтов, Грибоедов и все «друзья человечества» — декабристы посвятили себя делу служения народу. Их перо беспощадно клеймило царизм, дикое барство, которое «без чувств, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца». Их стихи расходились по рукам еще не напечатанные, переписывались и читались в кружках прогрессивного передового общества. Поэты клеймили бездушное светское общество — «тупую чернь», которая не понимала истинной поэзии и ее назначения.

Изучая биографию и творческий путь Пушкина, надо понять весь ужас оскорбительного полицейского надзора, которому подвергался поэт, почувствовать всю тяжесть его изгнаний, ссылок, отметить, что, несмотря на все это, Пушкин продолжал писать свои вольнолюбивые стихи, что даже после разгрома декабристов он находил слова утешения для своих друзей и выражал полную уверенность в том, что «придет желанная пора, оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа».

Вся политическая лирика поэта говорит о том, что ничто не могло сломить воли великого гения.

Погиб и кормщик и пловец! —

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою.

Категория: ЛЕРМОНТОВ | Добавил: admin (26.04.2012)
Просмотров: 3723 | Теги: сравнение, стихотворный размер, анализ стихотворения, метафора, характеристика стихотворения, целостный анализ стихотворения, стиховедческий анализ | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0