В центре внимания автора одно из самых загадочных стихотворений Лермонтова "Не верь себе".
В нем Лермонтов выразил предельное разочарование в оптимизме, свойственном философии искусства его времени, сняв его "романтической иронией", вместе с тем оно предвосхитило эстетику ХХ в.
"Не верь себе" вызывало недоумение у критиков с момента появления в печати (1839 г.) и в конце концов заслужило репутацию самого загадочного стихотворения Лермонтова. Странности и противоречия здесь, и в самом деле, на каждом шагу. Не один исследователь сломал о них копья.
Ю.В. Манн, проведя в своем фундаментальном труде о русском романтизме глубокий и подробный анализ различных интерпретаций стихотворения критиками прошлого и современными авторами, предложил собственную трактовку: "Не верь себе", считает ученый, являет собой оригинальный вариант "романтической иронии". Оригинальный потому, что лермонтовская ирония лишена той "легкости", которая свойственна ей в европейской литературе: поэт отдается иронии "с горечью, сарказмом, внутренним надрывом – почти с отчаянием".
Но тогда, быть может, правильнее сказать, что перед нами ирония, возведенная в ранг трагедии? А если так, то смысл стихотворения не исчерпывается ироническим "снятием" романтической традиции, а заключает в себе некий новый для эстетики ХIХ в. взгляд на поэтическое творчество. В чем же суть лермонтовской концепции искусства слова и в чем ее трагизм?
Уже в первой строфе свершается профанированное развенчание священного для любого поэта понятия – вдохновения:
Как язвы бойся вдохновенья...
Оно – тяжелый бред души твоей больной,
Иль пленной мысли раздраженье.
В нем признака небес напрасно не ищи:
– То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
Разлей отравленный напиток!
В.Г. Белинский объяснение этому шокирующему посягательству на самую сущность поэзии нашел в том, что речь в стихотворении якобы идет о поэте ложного дарования, которому заниматься сочинительством не следует. Автор, Лермонтов, его от сего пагубного начинания и предостерегает.
Ключ к разгадке тайны стихотворения "Не верь себе" – в понимании того, что это явление в художественном процессе ХIХ – ХХ вв. "пороговое" как по своему содержанию, так и по стилю. В нем Лермонтов выразил предельное разочарование в оптимизме, свойственном философии искусства его времени, сняв его "романтической иронией". Вместе с тем оно предвосхищало эстетику ХХ в., ибо здесь мы наблюдаем элементы "амбивалентной поэтики"