Стихотворение Н. Гумилева "Мореплаватель Павзаний " впервые
появилось в сборнике "Романтические цветы" в 1908 году Автограф этого
стихотворения Н. Гумилев послал В. Брюсову в письме от 30 октября 1906 года.
Увлечение философией Ф. Ницше объясняет появление в стихах Гумилева
персонажей, обладающих сверхъестественной силой, волей, страстью. Таковы
"юный маг", Люцифер, андрогин, колдунья, император Каракалла и другие. Гумилев
представлял себе мир в постоянном развитии и считал современного ему
человека ступенью на пути к сверхчеловеку. Анализ поэтической структуры
стихотворения "
Мореплаватель Павзаний " помогает увидеть, что в процессе рождения
стихов поэты, несомненно, работают над совершенством формы. Ведь, по
мнению Гумилева, "стихотворение должно быть безукоризненным даже до
неправильности", т. е. каждая неправильность должна в нем быть
безукоризненной. Именно с этой точки зрения можно интерпретировать
стихотворение "Мореплаватель Павзаний " Ритмический рисунок каждого
стиха - четырехсложная стопа с ударением на
третьем слоге - ассоциируется с приближающейся и убегающей волной
морского прибоя. Повторение одной и той же рифмы в третьем - четвертом
стихах каждой строфы как бы замедляет повествование, тоже образуя
своеобразную "волну". Наиболее динамична третья строфа. В ней
одновременно появляются и император, и крокодил, что делает ее наиболее
образно насыщенной. Слово "крокодил" повторяется в стихотворении трижды -
в первой, третьей и пятой строфах.
Первая и пятая строфы по этому признаку тоже оказываются
симметричными по отношению к тринадцатому стиху. Слово "крокодил" в этих
строфах как бы является отражением слова "крокодил" в третьей строфе.
"Отражаются" от тринадцатого стиха и вторая и четвертая строфы, которые
изображают толпу. Не потому ли в них так много существительных во
множественном числе? В тексте пять прилагательных, обозначающих цвет:
золотой, пурпуровый, мраморный, изумрудный, серебряный. |