За каждой поэтической строкой Николая Гумилёва
— его необычайная биография, наполненная
духовными исканиями, стремлением к прекрасному.
Всё это в полной мере относится к стихотворению
«Он поклялся в строгом храме…». Оно написано в 1910
году и вошло в третий сборник поэта, который
назывался «Жемчуга». Название сборника связано с
недостижимой страной грёз,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.
Акцент поставлен на трудном поиске ценностей,
таящихся вдали от человеческих глаз. Мотив
тягостных поисков, испытаний в сборнике
«Жемчуга» является главным. Прозвучал он и в
стихотворении «Он поклялся в строгом храме…».
Для того чтобы понять смысл этого лирического
произведения, необходимо обратиться к фактам
биографии Гумилёва в обозначенный период.
Известно, что в это время Николай Степанович
был страстно влюблён в Анну Горенко (она станет
Ахматовой позже, спустя два года). Их отношения
складывались нелегко. Возвращаясь из очередного
путешествия, он спешил к той, которую искренне
любил. Она же, зная о его влюбчивости, прогулках
при луне с другими, встречала поэта холодно и
отчуждённо, несмотря на пылкость и признания в
любви.
Широкую огласку получила дуэль между Гумилёвым
и Волошиным из-за женщины. Участие в дуэли
снискало Гумилёву определённую славу, ему это
нравилось: он любил чувствовать себя героем.
Разумеется, что Анна Андреевна знала об этом.
Больше того, рядом с ней были её поклонники,
вызывая ревность Гумилёва. Он сделал ей
предложение, вовсе не рассчитывая на то, что оно
будет принято. Однако в апреле 1910 года они
обвенчались, и четвёртый раздел сборника
«Жемчуга» был посвящён Ахматовой.
К 1910 году Николай Гумилёв сформировался как
поэт. Он чётко представлял себе, какими должны
быть стихи, что может быть предметом поэзии и как
надо писать. Он ставит перед собой цель —
изобразить мир в ясной, материальной реальности
земного бытия. Поэтому очень часто его
стихотворения представляли собой повествование,
в котором мир нарисован объективно, без
каких-либо элементов лирической исповеди. Таким
по форме является стихотворение «Он поклялся в
строгом храме…».
Конечно, невозможно свести всё содержание
лирического произведения только к отражению
внешних событий жизни поэта. Разумеется, оно
гораздо богаче по своему смыслу и заложенной в
нём идее. Прочитаем первые строки:
Он поклялся в строгом храме
Перед статуей Мадонны,
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны.
Мадонна — название Богоматери у католиков и её
живописное или скульптурное изображение. Клятва
в верности перед статуей Мадонны говорит о силе
чувства лирического героя стихотворения, о жажде
идеала. Неслучайно слова о непреклонности взоров
повторяются трижды.
Образ самого лирического героя сложен и
противоречив. С одной стороны, он проявляет
готовность быть верным, заключить "тайный
брак”, с другой — всюду расточает ласки, "был
зарезан в драке”.
И забыл о тайном браке,
Всюду ласки расточая.
Ночью был зарезан в драке
И пришёл к преддверьям рая.
Гумилёв не скрывает тех сложностей, с которыми
сталкивается человек в реальной жизни. В ней есть
высокое, почти святое чувство любви и измена,
предательство. Неверие в гармонию, в
существование идеала звучит в последней строфе:
Но, печальный и упрямый,
Он припал к ногам Мадонны:
"Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны”.
Это обстоятельство в какой-то мере оправдывает
героя стихотворения, поэтому он приходит к
"преддверьям рая”, хотя жизнь его вовсе не
безгрешна.
Стихотворение поражает грустным восприятием
жизни, лирический герой убеждён, что высоким
порывам нет места на земле, что мечты призрачны, а
счастья нет в этом скучном мире. Стремление к
прекрасному остаётся только в грёзах. Наяву лишь
разочарование и вовсе не возвышенная жизнь.
Горечь героя стихотворения обретает особую
значимость: за краткими, но выразительными
строчками чувствуется жажда предельно сильных и
прекрасных чувств, которая сталкивается с прозой
будней.
Разрыв между реальным и желаемым выражен с
помощью контрастных образов: строгий храм со
статуей Мадонны и уличная драка, клятвы в
верности и расточаемые ласки. Противопоставлены
два мира — воображаемый и реальный. В
воображаемом — клятвы, тайный брак, порывы и
поиски. В реальном — ночь, драка, поножовщина. Их
сопоставление приводит к величайшему
разочарованию, краху идеалов.
Томление по недостижимому пронизывает всё
стихотворение. Оно построено в виде рассказа, в
который включён диалог. Обобщённые образы
стихотворения позволяют трактовать его не
только как историю несбывшейся любви, но и как
повествование об отсутствии идеалов в
окружающей жизни.
Гумилёв обращается к вечным темам —
противоречие души и тела, идеала и
действительности. Обращение к ним всегда
сообщает поэзии величавую строгость,
афористическую точность, чеканность звучания,
мудрость притчи.
Всё, что связано с прекрасным, с высоким
представлением о любви и верности, обозначено у
Гумилёва прописными буквами: Мадонна, Моём
храме, Царь Небесный, Богу неизвестный.
Стихотворение написано удивительно просто, хотя
о взаимоотношениях лирического героя и Мадонны
сказано словами высокого стиля.
Монолог Мадонны, осуждающей героя, занимает две
строфы — это почти половина стихотворения.
Однако её гнев не помешал ему просить о
снисхождении. Его признание не менее
значительно, чем суровая отповедь: в мире нет
гармонии, стремление к прекрасному напрасно.
Стихотворение Гумилёва «Он поклялся в строгом
храме…» отличается краткостью и
выразительностью речи. Чёткая поэтическая форма
не упрощает содержания, а, напротив, оттеняет его
глубину. Идеалом Гумилёва была строгая
предметность, предельная чёткость и
выразительность стиха при строгой, чеканной
простоте его внешнего композиционного
построения и отделки.
Наблюдения над рифмой позволяют увидеть, что и
она подчинена главной мысли: дважды встречается
рифма храме — даме, трижды — Мадонна —
непреклонна. Такая рифмовка подчёркивает, на
какую высоту поставлена та, которой можно
поклоняться, как значительна для героя Мадонна,
перед ликом которой он даёт клятву.
Легкомысленное отношение к "тайному браку” в
связи с данной клятвой также подчёркнуто рифмой: о
браке — в драке, расточая — рая.
Стихотворение «Он поклялся в строгом храме…»
даёт нам представление о творчестве зрелого
поэта. |