Суббота, 11.05.2024, 05:39


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [41]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ГУМИЛЕВ

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Он поклялся в строгом храме…»

За каждой поэтической строкой Николая Гумилёва — его необычайная биография, наполненная духовными исканиями, стремлением к прекрасному. Всё это в полной мере относится к стихотворению «Он поклялся в строгом храме…». Оно написано в 1910 году и вошло в третий сборник поэта, который назывался «Жемчуга». Название сборника связано с недостижимой страной грёз,

Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.

Акцент поставлен на трудном поиске ценностей, таящихся вдали от человеческих глаз. Мотив тягостных поисков, испытаний в сборнике «Жемчуга» является главным. Прозвучал он и в стихотворении «Он поклялся в строгом храме…».

Для того чтобы понять смысл этого лирического произведения, необходимо обратиться к фактам биографии Гумилёва в обозначенный период.

Известно, что в это время Николай Степанович был страстно влюблён в Анну Горенко (она станет Ахматовой позже, спустя два года). Их отношения складывались нелегко. Возвращаясь из очередного путешествия, он спешил к той, которую искренне любил. Она же, зная о его влюбчивости, прогулках при луне с другими, встречала поэта холодно и отчуждённо, несмотря на пылкость и признания в любви.

Широкую огласку получила дуэль между Гумилёвым и Волошиным из-за женщины. Участие в дуэли снискало Гумилёву определённую славу, ему это нравилось: он любил чувствовать себя героем. Разумеется, что Анна Андреевна знала об этом. Больше того, рядом с ней были её поклонники, вызывая ревность Гумилёва. Он сделал ей предложение, вовсе не рассчитывая на то, что оно будет принято. Однако в апреле 1910 года они обвенчались, и четвёртый раздел сборника «Жемчуга» был посвящён Ахматовой.

К 1910 году Николай Гумилёв сформировался как поэт. Он чётко представлял себе, какими должны быть стихи, что может быть предметом поэзии и как надо писать. Он ставит перед собой цель — изобразить мир в ясной, материальной реальности земного бытия. Поэтому очень часто его стихотворения представляли собой повествование, в котором мир нарисован объективно, без каких-либо элементов лирической исповеди. Таким по форме является стихотворение «Он поклялся в строгом храме…».

Конечно, невозможно свести всё содержание лирического произведения только к отражению внешних событий жизни поэта. Разумеется, оно гораздо богаче по своему смыслу и заложенной в нём идее. Прочитаем первые строки:

Он поклялся в строгом храме
Перед статуей Мадонны,
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны.

Мадонна — название Богоматери у католиков и её живописное или скульптурное изображение. Клятва в верности перед статуей Мадонны говорит о силе чувства лирического героя стихотворения, о жажде идеала. Неслучайно слова о непреклонности взоров повторяются трижды.

Образ самого лирического героя сложен и противоречив. С одной стороны, он проявляет готовность быть верным, заключить "тайный брак”, с другой — всюду расточает ласки, "был зарезан в драке”.

И забыл о тайном браке,
Всюду ласки расточая.
Ночью был зарезан в драке
И пришёл к преддверьям рая.

Гумилёв не скрывает тех сложностей, с которыми сталкивается человек в реальной жизни. В ней есть высокое, почти святое чувство любви и измена, предательство. Неверие в гармонию, в существование идеала звучит в последней строфе:

Но, печальный и упрямый,
Он припал к ногам Мадонны:
"Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны”.

Это обстоятельство в какой-то мере оправдывает героя стихотворения, поэтому он приходит к "преддверьям рая”, хотя жизнь его вовсе не безгрешна.

Стихотворение поражает грустным восприятием жизни, лирический герой убеждён, что высоким порывам нет места на земле, что мечты призрачны, а счастья нет в этом скучном мире. Стремление к прекрасному остаётся только в грёзах. Наяву лишь разочарование и вовсе не возвышенная жизнь. Горечь героя стихотворения обретает особую значимость: за краткими, но выразительными строчками чувствуется жажда предельно сильных и прекрасных чувств, которая сталкивается с прозой будней.

Разрыв между реальным и желаемым выражен с помощью контрастных образов: строгий храм со статуей Мадонны и уличная драка, клятвы в верности и расточаемые ласки. Противопоставлены два мира — воображаемый и реальный. В воображаемом — клятвы, тайный брак, порывы и поиски. В реальном — ночь, драка, поножовщина. Их сопоставление приводит к величайшему разочарованию, краху идеалов.

Томление по недостижимому пронизывает всё стихотворение. Оно построено в виде рассказа, в который включён диалог. Обобщённые образы стихотворения позволяют трактовать его не только как историю несбывшейся любви, но и как повествование об отсутствии идеалов в окружающей жизни.

Гумилёв обращается к вечным темам — противоречие души и тела, идеала и действительности. Обращение к ним всегда сообщает поэзии величавую строгость, афористическую точность, чеканность звучания, мудрость притчи.

Всё, что связано с прекрасным, с высоким представлением о любви и верности, обозначено у Гумилёва прописными буквами: Мадонна, Моём храме, Царь Небесный, Богу неизвестный. Стихотворение написано удивительно просто, хотя о взаимоотношениях лирического героя и Мадонны сказано словами высокого стиля.

Монолог Мадонны, осуждающей героя, занимает две строфы — это почти половина стихотворения. Однако её гнев не помешал ему просить о снисхождении. Его признание не менее значительно, чем суровая отповедь: в мире нет гармонии, стремление к прекрасному напрасно.

Стихотворение Гумилёва «Он поклялся в строгом храме…» отличается краткостью и выразительностью речи. Чёткая поэтическая форма не упрощает содержания, а, напротив, оттеняет его глубину. Идеалом Гумилёва была строгая предметность, предельная чёткость и выразительность стиха при строгой, чеканной простоте его внешнего композиционного построения и отделки.

Наблюдения над рифмой позволяют увидеть, что и она подчинена главной мысли: дважды встречается рифма храме — даме, трижды — Мадонна — непреклонна. Такая рифмовка подчёркивает, на какую высоту поставлена та, которой можно поклоняться, как значительна для героя Мадонна, перед ликом которой он даёт клятву. Легкомысленное отношение к "тайному браку” в связи с данной клятвой также подчёркнуто рифмой: о браке — в драке, расточая — рая.

Стихотворение «Он поклялся в строгом храме…» даёт нам представление о творчестве зрелого поэта.

Категория: ГУМИЛЕВ | Добавил: admin (26.11.2012)
Просмотров: 4852 | Теги: рифма, литота, стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, метафора, анализ стихотворения, стихотворный размер, сравнение | Рейтинг: 5.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0