Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений
Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики.
Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в
историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из
реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета не о
его чувстве к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви. Как и
вся истинная поэзия, поэзия Фета обобщает и возвышает, уводит во
всеобщее – в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь…» в
восприятии читателя оказывается одновременно и воспоминанием. Каждое
слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком – и говорит
прекрасными, будто неведомыми словами. В лирических стихотворениях Фета
незнакомое, единственное и неповторимое событие ощущается как знакомое,
как близкое тебе, быть может, даже бывшее и с тобой. Это ощущение и
составляет один из секретов того особенного, радостного и высокого
воздействия, которое производит стихотворение на читателя. В
стихотворении две основные темы – любовь и искусство. На эти темы
написаны многие стихи Фета, можно сказать даже, что большинство его
стихов. В лирической пьесе «Сияла ночь…» темы эти слиты воедино. Любовь
для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое
прекрасное. Стихотворение – о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте.
Стихотворение написано шестистопным ямбом – одним из излюбленных
размеров поэта. Это помогает здесь создать не только общий музыкальный
тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением, свободную речь,
свободное повествование. Отчасти это получается благодаря паузам,
которые возникают не в одном постоянном месте, а в разных местах – то
здесь, то там, как в живой, ярко эмоциональной речи. В результате
поэтический рассказ о сильном и живом чувстве сам исполнен жизни.
Произведение это и очень живописное, и очень музыкальное. Одно у Фета
тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть
живописным. Удивительно по яркой выразительности и зримости, наглядности
уже само начало стихотворения. Та картина, которой открывается
лирическая пьеса, ощутима чувствами и незабываема. Живо видишь
затемненную гостиницу и за ее окнами сад – полный ночной свежести,
лунного света и сияния. И слышишь музыку, тем более удивительную и
поражающую наше воображение, что о музыке в первой строфе прямо ничего
не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в
нем дрожали…» За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим
звуки, которые исходят из него. Замечательный фетовский образ
воздействует на нас не только прямо, но и косвенно. Поэт рисует предмет
и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то,
что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт не говорил нам об этом – и
мы благодарны ему, что он совершил такое чудо: заставил нас услышать,
помог нам без прямых словесных обозначений. Фетовский образ воздействует
на читателя с помощью особого звучания слов. Его стихам особую силу
придает сочетание слов, комбинации гласных и согласных, аллитерация,
внутреннее созвучие. Звуковые повторы присутствуют в стихотворении:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног…
Стихотворение «Сияла ночь…», как и многие стихотворения Фета, отличается стройностью
тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее
продолжает и развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с
нарастанием: нарастает чувство. Такого рода стиховые композиции
производят особенно сильное впечатление. Стихи точно разгоняются,
внутренне накаляются – и соответственно накаляется, становится сильнее
ответное читательское чувство. Стихи заражают читателя с каждым новым
словом и новой строфой все больше и больше. Слова в фетовском
стихотворении – движущиеся; движение слов и звуков происходит строго в
одном направлении – к лирическому итогу:
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой…
Последние четыре строки стиха – это и музыкальное, эмоциональное, и
смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка
лирического сюжета. И это – слава и прекрасному в жизни, и прекрасному в
искусстве.
|