Стихотворение «Вчера расстались мы с тобой…»
заметно отличается от других стихотворений цикла, и, прежде всего,
композиционным построением. Оно состоит из трёх секстетов. Первые две строфы –
это воспоминания. Воспоминания о расставании лирического героя с любимой, а
последний секстет – это состояние лирического героя «нынче». Удивительно, что в
стихотворении очевиден довольно длительный промежуток времени, тогда как Фету
свойственно запечатлеть момент, нежели состояние души в продолжительное время.
Стихотворение начинается двумя подряд идущими
простыми предложениями: «Вчера расстались мы с тобой./ Я был растерзан». Второе
– нераспространённое, это усиливает выражение состояния лирического героя. В
его душе настоящая буря – буря эмоций, переживаний. «…Подо мной/ Морская бездна
бушевала» - появляется образ бездны, образ пустоты, неизвестности. Бездна
всегда пугала и отталкивала человека.
Второй секстет – это накал чувств. Волна будто
хотела «Размыть уступы острых плит/ И вечный раздробить гранит…». Рождается
мотив вечности. Вечность человек не в силах постигнуть. Можно лишь поверить,
смириться.
В последней строфе видно явное преображение
лирического героя, подчёркнутое антитезой. Буря в его душе утихла: «…как моя
душа/ Волна светла…». Вчера воспоминания накатывали на него, как волны на
гранит, стараясь раздробить в нём память расставания. Но лирический герой
смирился, волна «легла у ног скалы отвесной». Волна не в силах раздробить
«вечный» гранит, и воспоминания никогда не исчезнут, можно просто принять их,
жить вместе сними.
Волны во втором секстете «росли во мгле», тогда
как в последнем волна погружена в лунный свет, свет покоя, может, холодноватый,
но, тем не менее, цвет примирения, умиротворения. Фет видел нечто прекрасное в
лунном свете. В мемуарах он писал «Чудные дни, чудные лунные ночи!».
Аллитерация звука [р] в первых двух строфах (вчера, расстались, растерзан, грохот, берег, разбившись, брызги, росли, упрёк, размыть, острых, раздробить, гранит, урок) обостряет ощущение бури, тревоги,
состояние растерзанности лирического героя. Но в последнем секстете [р]
заменяется аллитерацией [л] (волна, светла, легла, скала, лунный, земля), мягким, льющимся, плавным, что
вновь указывает на примирение со стихией, с
судьбой.
Буря, разразившаяся в душе лирического героя,
постепенно улеглась. Он смирился, принял вызов судьбы и достойно выдержал
испытание. Невозможно избавиться от воспоминаний, надо научиться с ними жить. |