ЕЩЕ МАЙСКАЯ НОЧЬ
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.
15 мая 1857
Место в структуре прижизненных сборников
При издании в сборнике 1863 г.
стихотворение было помешено в состав цикла «Весна», состоящего из
одиннадцати стихотворений. «Еще майская ночь» — девятый текст в цикле.
Состав цикла: I. «Уж верба вся пушистая…»; II. «Еще весна — как будто
неземной…»; III. «На заре ты ее не буди…»; IV. «Еще весны душистой
нега»; V. Пчелы; VI. Весенние мысли; VII. Весна на дворе; VIII. Первый
ландыш; IX. Еще майская ночь; X. «Опять незримые усилья…»; XI. Весенний
дождь.
В составе цикла стихотворение «Еще
майская ночь» выделяется философичностью (другие произведения относятся
скорее к пейзажной и / или любовной лирике) и драматическим (а
потенциально — трагическим) смыслом концовки: лирическое «я» ощущает не
только сродненность, но и разлад с вечно обновляющейся природой,
предчувствует вероятную близость смерти. Антитеза вечной природы и
смертного «я» встречается также в еще одном стихотворении цикла, «Еще
весна, — как будто неземной…» (1847): «Придет пора — и скоро, может
быть, — / Опять земля взалкает обновиться, / Но это сердце перестанет
биться / И ничего не будет уж любить».
В плане неосуществленного нового
издания, составленном Фетом в 1892 г., оно также включено в раздел
«Весна», содержащий двадцать три стихотворения.
Композиция. Мотивная структура
Стихотворение, как и большинство
строфических лирических произведений Фета, состоит из трех строф, каждая
из которых объединена перекрестной рифмовкой: АБАБ. Первая строфа,
открывающаяся восклицанием «Какая ночь!», содержит обращение —
благодарение весенней ночи (первые две строки) и обобщенную картину
возрождающейся весенней природы.
Начало второй строфы — повтор того же
восклицания, которым открывалась первая, однако смысл второго
четверостишия иной. Появляются конкретные черты пейзажа, хотя и поданные
в метафорическом ключе (звезды), и весенние звуки — «песнь соловьиная».
Весна предстает сначала в зрительном восприятии, при этом взгляд
воображаемого созерцателя устремлен вверх, к звездному небосводу (первые
две строки второго четверостишия). В третьей строке строфы зрительное
восприятие сменяется слуховым, акустическим: слышна «песнь соловьиная».
Четвертый стих — своеобразный промежуточный итог в тексте стихотворения:
весна — пора тревоги и любви.
Смысл слова тревога пока что не вполне ясен, но очевидно, что прежде всего это тревога томления, любовного чувства; не случайно лексемы тревога и любовь поставлены в один ряд, объединены соединительным союзом и.
Но стихотворение этим не
заканчивается. В третьей строфе акустическое восприятие вновь сменяется
зрительным: дается описание весенних берез. Однако начинается это
описание с метафоры «Березы ждут», причем как бы оборванной,
«недоговоренной» (нет дополнения — ждут чего? кого?). Благодаря этому
высказывание приобретает многозначный смысл (ждут весны, обновления,
любви, которая царит и в мире природы).
Вторая половина строки, открывающей
третье четверостишие, содержит предметные детали, относящиеся к березам
(«лист полупрозрачный»); зрительный образ присутствует и в третьей
строке: «Они дрожат». Это не только одушевляющая метафора, но и
изображение легкой дрожи листьев на ветру. Концовка строфы — сравнение
деревьев с «девой новобрачной» — переводит картину весенней природы
вновь в метафорический план.
Четвертая строфа — своеобразное «эхо»
первой. Она также открывается восклицательным предложением и обращением к
весенней ночи. Второе предложение, занимающее две последние строки
произведения, — также обращение к ночи, хотя и не оформленное как
восклицание. Но теперь взгляд лирического «я» устремлен не на мир вовне,
а внутрь своей души. В предпоследней строке содержится повтор слова песнь / песня, однако это уже не весенняя «песнь соловьиная», а «песнь» лирического «я», музыка души, стихи.
«Песнь» лирического «я» «невольная», ибо она, как и «песнь соловьиная», неудержимо стихийна.
Концовка резко ломает эмоциональный
тон текста: весеннее обновление природы контрастирует с состоянием
созерцателя, ожидающего вскоре возможную смерть. Прежде мир «я» и мир
весенней ночи пребывали в счастливой гармонии, теперь она нарушена. И
«томление» «я» может быть понято как неисполнимое стремление к
растворению в мире природы.
Упомянутая в конце второй строфы
«тревога» теперь может быть прочитана не только как счастливая (томление
любви, сладкое томление, вызванное обновлением природы), но и как
тревога, беспокойство в ожидании возможной смерти «я». И эта тревога
контрастирует с радостной «дрожью» весенних берез.
Природа, красота и любовь составляют
для автора стихотворения нераздельное единство. (Показательно сравнение
берез с «девой новобрачной».) Ночная весенняя природа — это не только
зримый мир, в весенней ночи приоткрывается, очевидно, сущность бытия: не
случайно лирическое «я» «томит» ночь в ее «бестелесности», причем для
того чтобы передать это стремление, Фет прибегает к окказиональной (не
существующей в языке) грамматически неправильной форме бестелесней (сравнительная степень образуется вопреки правилам не от качественного прилагательного, а от относительного бестелесный, не имеющего степеней сравнения).
От ликования природы и ликования «я» к
констатации близкого уничтожения созерцающего ее красоту — таков
мотивный «рисунок» стихотворения.
Образная структура
Стихотворение построено на
противоречивом сочетании условных, метафорических образов («царство
льдов», «царство вьюг и снега»), в том числе примеров олицетворения мая и
ночи наподобие живого существа («вылетает май», «лик» ночи) с образами
предметными, но наделенными («лист полупрозрачный») или объединяющими
предметность и метафорическое одушевление («звезды <…> / Тепло и
кротко в душу смотрят», «Березы ждут», «Они дрожат»).
Образ звезд, возможно, соотнесен с
лермонтовским «И звезда с звездою говорит» [Лермонтов 1989, т. 1, с.
85]. Однако в стихотворении М. Ю. Лермонтова разговор, «союз» звезд
противопоставлен одинокому, затерянному в бытии лирическому герою, в то
время как у Фета звезды обращены к «я», «смотрят» ему в «душу».
Метр и ритм. Синтаксис
Стихотворение написано пятистопным
ямбом с чередующимися женскими и мужскими окончаниями стихов. «В лирике
5-стопный ямб выступает соперником 6-стопного в его последней области — в
элегической и смежной с ней тематике» [Гаспаров 1984, с. 167].
Фетовское стихотворение — уже не элегия в ее «чистом» виде; разрушение
жанра элегии произошло еще в 1820—1830-е годы. От элегии сохраняется (в
редуцированном, ослабленном виде) мотив размышлений о жизни,
философичность. Приуроченность раздумий лирического героя к ночному
времени суток также характерна для многих произведений этого жанра. О
признаках элегии напоминают скрытая антитеза «прошлое — настоящее»,
мотив отчуждения от жизни, переоценка прожитого.
Метрическая схема пятистопного ямба:
01/01/01/01/01 (в нечетных строках стихотворения Фета за последней —
пятой — стопой следует наращение в виде безударного слога).
В фетовском произведении
последовательно используется внутристиховая пауза — цезура, занимающая
позицию после второй стопы и делящая строки на полустишия. Благодаря
цезуре интонационно выделены не только обращения «Какая ночь!», «На всем
какая нега!», «Благодарю» (их выделение диктуется прежде всего
синтаксисом, а не стихом), но и характеристика холодной зимы («Из
царства льдов», «из царства вьюг и снега»), отрадных примет мая («Как
свеж и чист»), звезд («Тепло и кротко»), весеннего воздуха («И в
воздухе»); внимание акцентируется на свойствах соловьиной песни
(«разносится»), на весенних чувствах («тревога и любовь»), на березах
(«Березы ждут», «Они стоят»).
Только в последней строке цезура
сдвинута на один слог вперед: «Невольной // — и последней, может быть»
вместо «Невольной — и // последней, может быть» (знак «//» обозначает
местоположение цезуры). Пауза перед «и последней» создает эффект
трудного выговаривания мысли о смерти, но инерция текста, в котором
прежде цезуры везде находились после четвертого, а не после третьего
слога, побуждает (вопреки синтаксису и пунктуационному знаку — тире)
сделать паузу после союза и, перед словом последней. В этом случае
лексема последней оказывается интонационно особенно выделена, окрашена.
Ритмика стихотворения отличается пропусками ударений на метрически сильных позициях первых стоп («Благо/дарю», «Они / дрожат», «Нет, ни/когда»), вторых стоп («И в во/здухе», «Засте/нчиво»), третьих стоп («твой вы/лета/ет»), четвертых стоп («зве/зды до», «пе/снью со/ловьи/ной», «полу/прозра/чный» «де/ве новобра/чной», «и бе/сте-ле/сней»),
(«/» — знак границы стоп, определяемых в соответствии с границами
фонетических слогов; подчеркиванием выделены безударные гласные, на
которые должно приходиться ударение согласно метрической схеме.) Эти
ритмические особенности в отдельных случаях, несомненно, значимы:
выделены и благодарение, и отрицание «Нет, никогда», отчетливо заметными
оказываются эпитеты, произносимые благодаря пропуску схемных ударений с
некоторым «ускорением»: соловьиной, полупрозрачный, новобрачной, бестелесней).
Одна из отличительных черт синтаксиса —
это варьирование длины предложений, которые могут или укладываться в
пределы полустишия (два предложения в первой строке: «Какая ночь! На
всем какая нега!»), или занимать строку («Благодарю, родной полночный
край!»), или полторы («Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее
убор») или, наконец, две («Из царства льдов, из царства вьюг и снега /
Как свеж и чист твой вылетает май!», «И в воздухе за песнью соловьиной /
Разносится тревога и любовь», «Опять к тебе иду с невольной песней, /
Невольной — и последней, может быть»). Стихотворение открывается
короткими восклицаниями (автор словно не находит слов для восторга и
благодарения ночи), которые сменяются попыткой выговорить чувство
благодарности, и развернутыми повествовательными конструкциями.
Финальные пространные обращения-размышления противопоставлены коротким
восторженным восклицаниям, открывающим первую строфу. Синтаксически
последняя строфа противопоставлена не только первой, но и второй и
третьей. Три первые строфы открываются короткими предложениями,
занимающими по полустишию: «Какая ночь!» (дважды) и «Березы ждут».
В третьей строфе есть еще одно
короткое предложение, состоящее только из подлежащего и сказуемого: «Они
дрожат», синтаксически тождественное предложению «Березы ждут». При
помощи такого синтаксического повтора внимание привлекается к образу
берез как к центральному в стихотворении.
Для синтаксиса стихотворения также
характерны повторы слов и / или грамматических конструкций: «Из царства
льдов, из царства вьюг и снега», «с невольной песней, / Невольной».
Повтор усиливает и значимость характеристики зимы (‘холодная’,
‘по-царски властная’). И спонтанность, непроизвольность «невольной»
«песни» поэта.
Обращают на себя внимание также примеры постановки сказуемого перед подлежащим: «вылетает май», «Разносится тревога и любовь» (для русского языка
более привычен противоположный порядок). Посредством этого приема
подчеркивается динамика, движение. Еще более выразительны случаи
постановки определения после определяемого слова, а не перед ним: «за
песнью соловьиной», «лист полупрозрачный», «деве новобрачной». Помещение
определения после определяемого слова — черта, характерная для
церковнославянского языка и унаследованная в высоком стиле русской
поэзии XVIII века. Прибегая к такому синтаксическому приему, Фет придает
своему стихотворению торжественное, почти одическое звучание. Кроме
того, эти определения — эпитеты благодаря нарушению привычного порядка
слов приобретали дополнительное воздействие, усиленное их концевой
позицией в строках и участию в создании рифм.
Звуковой строй
В стихотворении выделяются повторы звуков н, с и парного звонкого з, л, р, в меньшей мере т. Они акцентированы не только из-за частотности (пять звуков н в тринадцатой строке, открывающей последнее четверостишие) или силе (н, л и р
— сонорные согласные, иначе так и называемые «звучные»). Эти звуки
входят в состав ключевых слов стихотворения, связанных его тематикой
(майская, свеж, чист, нега, ночь, тепло, тревога, кротко, песнью, соловьиной, любовь, березы, бестелесней, лик, томить и др.).
Т, р и л выполняют
отчасти и звукоподражательную функцию, словно имитируя трель соловья и
фактически становясь ее свернутым обозначением (анаграммой) в строке «Разносится тревога, и любовь».
Из гласных выделен в первой строфе открытый звук а: он встречается семь раз и звучит в сильной (ударной) позиции. Во всех других строфах частотность а намного ниже. Звук а словно ассоциируется с «открывающейся», выходящей на волю весной и маем (а май — одно из ключевых слов стихотворения, завершающее первое четверостишие). В последующих строфах звук а,
по-видимому, частично теряет прежнее значение, но остается выделенным в
ударных позициях (особенно в акцентированных определениях полупрозрачный, новобрачной, также значим он и в повторенном какая.
Вот схема звукового строя стихотворения:
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.
|