Удивительно тонко А.А.Фет «рисует» утренний пейзаж
на берегу моря. Чувство восторга и упоения природой передаётся читателю с самых
первых слов стихотворения. Первый катрен состоит из двух восклицательных
предложений, при чём первое начинается с краткого прилагательного со значением
оценки, усиленной частицей: «Как хорош…».
Вновь Фет прибегает к мифологическим образам,
персонифицируя их. Амфитрита – одна из главных богинь моря, жена Посейдона.
«Влажный венок» на её голове создаёт впечатление застывших в воздухе капель.
Время как будто остановлено, и автор «выхватывает» из пейзажа чудо, поразившее
его. «Недаром у греков богиня красоты вышла из моря»,- говорит Фет в мемуарах.
Не менее чудесно сравнение, характеризующее
действие Авроры – богини утренней зари: «Как огнём и сквозным перламутром/
Убирает Аврора восток!». Нарисованная картина представляется «мерцающей»,
«сквозной», прозрачной, пульсирующей. Сравнение востока с перламутром усиливает
это ощущение, ведь как внутренняя сторона ракушки блестит на солнце, так небо переливается
в восходящих лучах.
Второй катрен представляет собой статичную
пейзажную зарисовку. «Далеко на песок отодвинут/ Трав морских бесконечный
извив». Возможно, днём раньше был прилив, и он оставил память о себе на песке,
но теперь море отдыхает, наслаждаясь наступлением утра. На ровной морской глади
отражается заря, и залив рисуется метафорически («Испещряет румянцем залив»).
Природа ещё не проснулась, «ни движенья, ни звука
в тиши». Всё вокруг в ожидании пробуждения. Но между тем автор фиксирует детали
пейзажа. На фоне восходящего солнца «Погнувшись над влагой солёной/, В крупных
каплях стоят камыши». Как художник импрессионист, автор создаёт пейзажную
зарисовку, замечая малейшие изменения в природе. |