Понедельник, 05.12.2016, 03:28

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [39]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ФЕТ

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.ФЕТА «Качаяся, звёзды мигали лучами...»

Эту лирическую миниатюру можно отнести к поздней лирике Афанасия Афанасьевича. Несмотря на свой импрессионистический характер, стихотворение отличается глубокой метафоричностью. Современники уговаривали Фета переписать стихотворение, «если не для понимания толпы, то хоть для понимания наиболее эстетически развитых читателей». И если языковые погрешности по совету друзей он исправлял, то относительно художественного содержания он оставался непреклонен.

По словам самого Афанасия Афанасьевича, стихотворение основано на фосфорическом сиянии Средиземного моря , хотя при первом прочтении мы можем подумать, что речь идёт об отражении звёзд в море. Но тогда огни бы не спорили: «А мы любовались с тобою огнями,/ Что мчались под нами, с небесными споря...». Без комментариев автора читателю не понятно, о каких огнях идёт речь. В стихотворении описывается ночное море, но, тем не менее, оно нам кажется «светлым». Огни звёзд соотносятся свечению моря. Весь пейзаж будто бы светится. Эффект сияния достигается с помощью лексем «блеск», «светоносный», и дважды повторившемуся слову «огни». Но это ощущение усиливается противопоставлением: «огни», «блеск» и «светоносные пятна» преподнесены нам в сочетании с «тёмными зыбями моря». На тёмном фоне свет кажется более ярким.

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием, что рождает ощущение плавного движения по волнам, лёгкого покачивания. Поэтому для лирического героя, если он находится в лодке, звёзды мигали, «качаяся».

Лирический герой любуется морем: «А мы любовались с тобою...». Но это не только созерцание, а «целебное забвенье», очищающее и возвышающее. («В каком-то забвенье, немом и целебном...»). Ассонанс звуков [о-э] подчёркивает продолжительность времени, желание лирического героя продлить момент любования морем. Стоя на берегу, Фет как-то сказал: «Тут и красота моря, и море красоты!». Фет любил море, говорить и писать о нём он мог только с восторгом и наслаждением.

Ещё  одной смелой метафорой является отождествление лирическим героем своей груди с морем, тогда как чувства любимой женщины, с которой он вместе любуется пейзажем, сравниваются с кораблём. «Казалось, рулём управляя волшебным,/ Глубоко ты грудь мне врезаешь в побеге».

Интересно заметить, что все глаголы и глагольные формы, описывающие движение огней и состояние лирического героя, озвучены ассонированием звука [а]. Качаяся, мигали, мчались – про огни; любовались, отдаваяся, управляя, врезаешь – про чувства лирического героя. Это подчёркивает единство природы и лирического героя, ведь у А.А.Фета они всегда сосуществуют неразрывно.

Импрессионизм у Фета выражается в фиксации состояния природы, изменяющегося каждое мгновение. Он фиксирует «мигание лучей», «вереницу светоносных пятен», что усиливает ощущение свечения, мерцания пейзажа.

Образ глубины – один из ключевых образов лирики Фета. В заключительном катрене лирический герой говорит о глубине души. Душа – это стихия, которая так же глубока и непонятна, как и морская стихия. Лирический герой признаётся возлюбленной, что только ей удалось разгадать тайны его души, только она видит «вереницу огней», видит и понимает, как морская стихия понятна лишь морской царице: «Там, в глубине, молодая царица…».

Море – неразгаданная стихия, которая остаётся непонятна людям. Фет в своих стихотворениях о море замечает то, что не видно обычному человеку, пытается понять морскую стихию. Но читатель вместе с лирическим героем снова и снова открывает тайны моря. Морская стихия остаётся пленяющей и завораживающей своей мощью и красотой, она притягивает всех своей тайной.

Категория: ФЕТ | Добавил: admin (05.09.2012)
Просмотров: 612 | Теги: рифма, литота, стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, метафора, анализ стихотворения, стихотворный размер, сравнение | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0