Стихотворение А.А. Фета «Заря прощается с землею…»
написано в 1858 году.
Произведение
состоит из четырех строф, написанных катреном. Поэт использует перекрестную
рифмовку, женскую рифму чередует с мужской, что придает стиху мелодичность,
напевность и какую-то особую твердость и упругость.
Лирический
шедевр Фета проникнут восторгом перед величием и красотой природы:
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
В этом стихотворении удивляет слово «смотрю». Возникает
такое ощущение, что лирический герой кому-то рассказывает об увиденной чудесной
картине. Обращается к самому себе? К читателям? К самой природе? Поэт
погружается в самые глубины природного мира, что позволяет видеть ему
прекрасную душу природы:
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
Произведение написано четырехстопным ямбом, который передает
неудержимое и стремительное движение мысли поэта, восхищенного красотой
окружающего мира.
У Фета
природа – это живое, мыслящее существо. В его творении наблюдается обилие
олицетворений: «заря прощается», «ложится пар», «тень растет». Поэт использует
и другие изобразительно-выразительные средства: эпитеты («лес, покрытый
мглою…», «пышный… венец», «заре вечерней»), сравнения («растет, как сон»), с
помощью которых рисует великолепную картину вечерней зари.
В
последнем четверостишии каждая строка наполнена какой-то тайной:
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне,-
И землю чувствует родную,
И в небо просятся оне.
Лирический герой стремится слиться с запредельным, а в
этот прекрасный мир человека ведет природа.
Как
видим, А.А. Фет предлагает свое решение, освещая одну из главных тем русской
лирики XIX века. |