Стихотворение А.А. Фета «Еще весны душистой нега…»
написано в 1854 году.
Произведение
состоит всего лишь из трех строф. Автор использует женскую и мужскую рифму,
что, безусловно, придает стихотворению мягкость и мелодичность, но в то же
самое время удивительную упругость.
Стихотворение
посвящено описанию природы, ее пробуждению и, конечно же, жизни человеческой
души. Фета привлекают переходные, промежуточные моменты жизни природы:
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Автор
рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне. Фет замечает
неуловимые моменты состояния окружающего мира:
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Произведение написано ямбом, который прекрасно
соответствует основному замыслу поэта. Именно этот размер позволяет нам
почувствовать мимолетные, едва заметные изменения, происходящие в природе. Весть
о приближении весны приносят «пролетные журавли»:
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях…
Тонкий анализ природной жизни способствует у Фета
раскрытию состояния души человека. Природа помогает узнать тайны человеческой
жизни, человеческого бытия:
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Меткие эпитеты («весны душистой», «замороженном пути»,
«весть живая», «красавица степная», «румянцем сизым») помогают полнее раскрыть
чувства поэта, созерцающего эту природную красоту. А олицетворения передают
одухотворенность и внутреннюю силу природы («нега… не успела низойти», «соловей
еще не смеет запеть»).
Как видим,
А.А. Фета интересуют промежуточные моменты природы, весна и ее первые
мгновения, что и нашло отражение в этом замечательном лирическом шедевре. |