Стоя на корабле, ты чувствуешь крылья за спиной,
ощущаешь лёгкость и невесомость полёта. Нет человека, который не испытывал бы
чувства восторга при мысли о полёте. Заворожено мы наблюдаем за птицами.
Каждого в детстве посещали мечты о полёте.
«Летим!»- этим восторженным восклицанием начинается стихотворение «На корабле».
Глагольная форма и восклицательная интонация экспрессивно дают динамический
импульс стихотворению. Отметим, что слово употреблено во множественном числе.
Человек и корабль – единое целое. Они в плену стихии.
Как далеко земля от летящей птицы, так далеко
земля от человека, плывущего на корабле.
Земля,- устойчивый пространственный ориентир,- стремительно отдаляется.
Фет это подчёркивает эпитетом и олицетворением: «Туманною чертою/ Земля от глаз
моих бежит». Пространственные ориентиры размываются, лирический герой мчится
навстречу неизведанному миру, «чуждой стихии». Повтор слова «земля» во второй и
последней строках придаёт цельность стихотворению. Прощание с родным берегом
(«Земля от глаз моих бежит...») и последний взгляд на неё («...будет исчезать в
тумане/ За мной родимая земля».). Море «вскипает», вспенивается. На звуковом
уровне это подчёркнуто аллитерацией [вс] и [ст]. Фет восхищается новым
чувством, о чём говорит эпитет «Под непривычною стопою/ Вскипая белою грядою,/
Стихия чуждая дрожит».
Второе пятистишие – это стихия чувств. «Дрожит и
сердце, грудь заныла». Глаголы передают состояние лирического героя – упоение
стихией и страх перед ней. Автор подводит нас к философскому размышлению. Полёт
– это не только радостная, неизвестная часть жизни, но и полёт души после неё.
Лирический герой на корабле, но душой он в полёте, «куда невидимая сила/ Её
неволей унесла». Душа объята тревогой, она во власти стихии – неведомой силы, неподвластной
воле человека. Это ощущение усилено сочетанием звуков [гр] и [др].
Лирическому герою «чудится заране/ Тот день...».
Он предчувствует неизбежный конец, так как ничто не вечно. Душа в свободном
полёте, «без корабля», помчится над морем в «воздушном океане», и точно так же,
как и сейчас, «будет исчезать в тумане/ За мной родимая земля». Слова «душа» и
«воздушный» во втором и третьем пятистишиях, являются их смысловыми
доминантами. Душа сливается с воздушным океаном. Имеющие общие истоки (от корня
«дух»), они придают стихотворению композиционную и смысловую цельность.
Пейзаж, представший перед взглядом лирического
героя, невольно привёл его к думам о жизни и смерти. Воздушный океан – символ
вечности, в которую уходит человек, покидая «родимую землю».
Чувством полёта пронизано всё стихотворение. Оно
сопровождает нас всю жизнь. Мы растём с ним, взрослеем. Оно нас вдохновляет,
ведёт по жизни, и душа наша «мчится в воздушном океане» даже после неё. Конечна
жизнь человека, но движение вечно. |