Воскресенье, 11.12.2016, 01:23

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [39]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ФЕТ

Анализ стихотворений А.Фета «Буря» и «После бури»

Стихотворение «Буря» - кульминационное в цикле, и, несмотря на то, что из тринадцати стихотворений цикла оно девятое, оно является его смысловым центром.

В предшествующем стихотворении «На корабле» лирический герой размышляет на философскую тему жизни и смерти, его охватывают разные предчувствия. Он душой возносится ввысь, в вечность. Но хронотоп «Бури» возвращает нас «вниз». В реальный мир, мир бушующей морской стихии.

Стихотворение начинается двумя нераспространёнными предложениями: рождается чувство покоя и умиротворения. «Свежеет ветер, меркнет ночь...» - но это обманчивое ощущение. Вторая строка начинается с противительного союза «а» - знака антитезы. «А море злей и злей бурлит...» - лексический повтор слова «злей» усиливает состояние тревоги. Наречия в форме сравнительной степени «злей», «раздражительней» и прилагательные в краткой форме «всесилен», «неумолим» передают состояние стихии. Глаголы несовершенного вида «свежеет», «меркнет», «бурлит», «плещет», употреблённые в настоящем времени, передают ощущение сиюминутности происходящего, что позволяет не просто нарисовать пейзаж, а погрузить самих читателей в мир стихии.

Море в стихотворении олицетворяется, ему присваивается исключительно человеческое качество – зло. Повторение в конце первой строфы частицы «то» указывает нам на непрерывность, продолжительность действиям, причём в настоящем времени.

Первая строфа задаёт музыкальный тон всего стихотворения. Аллитерацией [р] создаётся впечатление наступающей бури: ветер, меркнет, море, бурлит, гранит, прянет, прочь. Нагнетание [п] передаёт глухой гул моря (пена, плещет, прянет, прочь).

Во второй строфе напряжение продолжает возрастать, что подчёркнуто местоимением «всё» перед метафорическим эпитетом «раздражительный бурун». Повтор частицы «так» перед эпитетами «тяжела» и «плотна», употреблёнными в сочетании со словом «волна», усиливают их значение. Волна сравнивается с чугуном. Чугун ассоциируется с чёрным цветом, тяжестью, мощью, основательностью, силой. Мы невольно относим эти качества волне.

Третье четверостишие, построено на мифологических ассоциациях. «Бог морской» - покровитель морей, он «всесилен и неумолим». Образ морского бога персонифицируется. Ему присваивается грозное восклицание: «Вот я вас!». Бушующая морская стихия вселяет страх в тех, кто не успел скрыться от «трезубца» морского владыки. Отождествление стихии с богом говорит о её независимости, неподвластности человеку.

Во втором и третьем катрене сохраняется аллитерация звука [р] («раздражительней», «бурун», «берег», «трезубцем»). Возросшее напряжении передаётся сменой глухого [п] звонким [б]: «бурун», «будто», «берег», «бьет», «бог», «трезубцем».

Присутствие кольцевой рифмовки придаёт стихотворению динамичность. Мужская рифма подчёркивает эмоциональное напряжение, рождает ощущение кульминации, пика событий.

 «После бури»

Интересно наблюдать за тем, как начинается буря, как стихия разворачивается всей своей мощью, но не менее завораживает момент успокоения природы. Всё вокруг пробуждается, будто заново родившись.

Стихотворение «После бури» - это момент наступления равновесия в природе. Гармония, нарушенная бурей, воспоминания о которой ещё свежи, вновь устанавливается в мире.

Четырёхстопный хорей звучит неторопливо и придаёт стихотворению плавность, певучесть. В сочетании с мягкой женской рифмовкой создаёт ощущение покоя. Природа отдыхает.

Небо имеет лазурный цвет, следов бушующей стихии не осталось. Лишь море «не опомнится от бури». Челн наделён эпитетом «убогой», он явно пострадал от бури. Челн «спит, кидаясь, …, как больной от страшной мысли» - выразительно сравнение челна с больным, который ещё вспоминает перенесённую боль. Ничто не проходит бесследно. Но тем не менее далее видно, что «складки паруса обвисли». Ветерок не тревожит их. Буря осталась лишь в воспоминаниях.

И вновь Фет запечатлел переходное, «пограничное» состояние. Всё вокруг пропитано свежестью. Лес не шелохнётся, ничто пока не нарушает шаткого равновесия, на время установившегося в природе. Фет одухотворяет «час спасенья» через сравнение: он «словно плачет и смеётся».

Категория: ФЕТ | Добавил: admin (05.09.2012)
Просмотров: 5104 | Теги: рифма, литота, стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, метафора, анализ стихотворения, стихотворный размер, сравнение | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0