Есенин – один из ярчайших
представителей Серебряного века, (не зря его называют золотым голосом русской
природы). В творчестве поэта есть стихотворения о Родине, о предназначении поэта и поэзии, философские
и, конечно же, любовные. Одно из самых известных лирических произведений
Есенина – это, несомненно, его «Письмо к женщине», посвященное З.Н.Райх.
По жанру это стихотворение можно отнести к
посланию, письму. Используя прием троекратного повтора, поэт трижды (как в
произведениях фольклора, например, любовных песнях) обращается к адресату
письма: «Любимая!». В последних строках автор подписывается собственным именем,
выступая в качестве лирического героя, и в этом проявляется его лирическое эго
(«я»). Нужно отметить еще одну особенность: автор динамичен, в то время как героиня, женщина, которой
посвящено письмо, остается статичным
персонажем.
«Письмо к женщине», относящееся к любовной
лирике Есенина, открывается
воспоминаниями поэта о его последней встрече с любимой, пожелавшей расстаться c
ним. И уже с первых строчек Есенин противопоставляет себя этой женщине (антитеза):
Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате…
Он дает оценку своим и ее чувствам ,
приходя к горькому, неутешительному выводу:
Любимая!
Меня вы не любили.
В этом и заключается печальный итог их отношений. Она
не захотела примириться с его «шальной жизнью» и настроена решительно, что
передано метафорой «И что-то резкое в
лицо бросали мне». Но тут же Есенин
оправдывает женщину, несколько раз подчеркивая:
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте,
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несет нас рок событий…
Оправдание ее сменяется попыткой (пусть
спустя время) объяснить собственное поведение:
Я был, как лошадь
загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым
ездоком.
Cовершенно неожиданно после элегического начала Есенин отходит
от темы любви. Используя столь необычные для любовного послания сравнение и
эпитеты, поэт ярко и точно рисует
состояние своего героя. Перед нами его философские размышления, попытка разобраться
и осмыслить происходящее.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Эти слова впоследствии стали известным
афоризмом. Как прав был поэт… Только спустя годы можно по-настоящему оценить случившееся. Такую попытку и делает Есенин в следующих строках своего письма, используя развернутую
метафору:
Земля – корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Обратим
внимание на год написания стихотворения – 1924 – и вспомним историю того времени. Под кораблем «в плачевном
состояньи» подразумевается мир после I Мировой войны, под
«русским кабаком» - Россия, под «кипящей
морской гладью» - период революций 20-х годов, в том числе и Октябрьской в
России, а большевики, пришедшие к власти, названы «кем-то», кто изменил в стране все.
Есенин тоже считает себя членом команды
корабля. Наблюдая, что происходит с людьми в это жестокое время, герой
Cпустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту...
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Почему-то всплывают в памяти строки стихотворения А.А. Блока
«Незнакомка»: «И пьяницы с глазами кроликов «In vina
veritas!» - кричат»; «Я знаю, истина – в вине»… Какую
страшную жизненную истину открывали для себя оба поэта? Как было с этим жить? Воспоминания
о трагическом времени, о боли, причиненной любимой, терзают героя стихотворения. Прошлое, незабытая любовь, не дают ему покоя,
он мечется, то оправдывая себя, то признавая свою вину перед любимой:
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых.
При
этом следующая секстина повторяет 4 cтрофу стихотворения: автор строит письмо, используя кольцевую композицию внутри
первой части стихотворения (до отточия) для передачи cвоего душевного состояния.
Первое пятистишие второй части наводит на размышления о
единстве времени и места (хронотопе по М. Бахтину). В «Письме к женщине» время повернуто
интересным образом: в начале стихотворения из настоящего поэт переносит нас в
прошлое, в воспоминания, середина (со слов «теперь года прошли») олицетворяет
собой настоящее (при этом строка « я вспомнил вашу грустную усталость» вновь
отсылает нас к прошедшим событиям), а в последней секстине поэт желает счастья
своей любимой в будущем. Прошлое и будущее сошлись для автора письма в
настоящем.
Отдельного внимания заслуживает в
стихотворении изображение места. В первых строках Есенин рисует комнату, где
происходило объяснение, затем она то расширяется
до масштабов Земли-корабля, то сужается, уже до трюма-кабака, и снова вырастает
до масштабов страны, в которой «теперь» совершенно иначе ощущает себя герой,
готовый «за знамя вольности и светлого труда… идти хоть до Ла-Манша».
Cтроки «Теперь года прошли, я в возрасте
ином» вызывают ассоциацию с пушкинскими «Безумных лет угасшее веселье мне
тяжело, как смутное похмелье». Есенин ясно говорит о том, что с изменением
власти и порядков в стране изменился и он сам:
И чувствую и мыслю по-иному…
Хвала и слава рулевому.
Ему есть что сказать женщине, которую
он, как мне кажется, до сих пор любит и мнение которой ему небезразлично. Мы узнаем причину написания письма. Особо
бросается в глаза, что поэт вспомнил не отношения с этой женщиной, не разрыв с ней,
а именно ее «грустную усталость», оставшуюся в его душе немым укором. Поэт горд
собой, рад, что несмотря на «предсказание» любимой женщины о том, что его «удел катиться дальше,
вниз», в конце концов он «избежал паденья с кручи. Теперь в Советской стороне… самый яростный
попутчик». Теперь , когда автор-герой «стал не тем, кем был тогда», он
понимает, что все могло бы сложиться по-другому. Герой хорошо знает, как
сложилась судьба любимой и с горечью констатирует:
…вы не та –
Живете вы
С серьезным, умным мужем:
Что не нужна вам наша
маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
С помощью антитезы Есенин вновь, как
и в начале стихотворения, противопоставляет теперь уже обновленного себя и любимую женщину, приходя к выводу, что и
сейчас их счастье невозможно. И дело не только в том, что героиня замужем: они
разные люди, и у каждого своя жизненная дорога. Но главное – слово произнесено:
«Простите мне…» .
Последняя секстина, благодаря
красивому развернутому сравнению, звучит совсем по-пушкински: как благословение этой женщине.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
Строки, которыми подписался
поэт, дают полное представление о его чувствах, не остывших со временем, но вместе с тем,
деликатных и не компрометирующих
любимую.
«Письмо к женщине», написанное Есениным
в последний год жизни, по праву
считается вершиной его поэтического наследия о любви и произведением, занимающим
особое место не только в лирике поэта, поэзии
Серебряного века, но и в наших сердцах. |