Будучи возвышенным романтиком и мечтателем, как и любой
поэт, в творчестве, С.А. Есенин одновременно являлся жестоким реалистом в
восприятии жизни. Писатель смотрел на реальную действительность как на
хронологически жестко ограниченный отрезок.
Всю свою сознательную творческую
жизнь поэт вольно или невольно стремился расширить короткие границы бытия в
этом мире, несмотря на то, что известный латинский афоризм «Memento more» («Помни о смерти») можно считать удачным эпиграфом к
большинству есенинских стихотворений. В целом ряде произведений временной
конечности, циклической завершенности противопоставлена бесконечность
пространственная. Так, например, стихотворение «Синий туман. Снеговое
раздолье...» открывается безмятежной картиной спящей зимней природы.
Пронзительная грусть воспоминаний сочетается в душе лирического героя с
радостью возвращения к родному дому, к истокам. Его противоречивые ощущения
передают оксюморонно звучащие строки («Сердцу приятно с тихою болью Что-нибудь
вспомнить из ранних лет», «Вот отчего я чуть-чуть не заплакал И, улыбаясь,
душой погас»). Запутавшись в сложностях и хитросплетениях судьбы, лирический
герой стоит у порога отчего дома, мучительно выбирая для себя очередную
жизненную роль. Кто он? «Хозяин своей избы» (а в широком смысле — судьбы) или
«странник гонимый»?
Каждая бытовая деталь в этом стихотворении приобретает
философское звучание. Любопытно, например, что лирический герой уходит из дома
в непритязательной шапке из кошки, а возвращается увенчанный достатком, в новой
соболиной шапке. Но перед лицом неотвратимой трагической утраты (потерей
умерших родных и близких), предчувствием своего скорого ухода («Эту избу на
крыльце с собакою Словно я вижу в последний раз») ценности материального мира
теряют свою значимость. Вечным и неизменным предстает в произведении лишь
«тонкий лимонный лунный свет». Целых три эпитета (два из которых гармонично
сочетаются благодаря звуковому удвоению и как нельзя более удачно поясняют
первый) подчеркивают идейную значимость данного образа, одновременно с этим
придают ему художественную выразительность. Все земное же тленно, как
«рыхлый», «как песок зыбучий снег».
Изба (символ традиционного жизненного уклада) — центральный
в композиционном отношении образ в произведении. Семантически важен в
стихотворении и возникающий в последней шестой строфе образ собаки. Он
расширяет и дополняет тему прощания лирического героя с миром, ибо образ
собаки традиционно в своем символическом звучании соотносится с образом друга.
Ключевую же идею произведения содержит пятая строфа:
Все успокоились, все там будем, Как в этой жизни радей не
радей, — Вот почему так тянусь я к людям, Вот почему так люблю людей.
Вот он, есенинский гуманизм, о котором так много говорят
и пишут исследователи. Обостренно ощущая зыбкость земного бытия, поэт
провозглашает самого человека высшей ценностью в этом мире. Уходя же в мир
иной, человек остается жить не за кладбищенской оградкой, а лишь в памяти
знавших его людей да в отчем доме, где каждый отдельный предмет и уголок хранит
и помнит теплоту его рук. А красота его души остается в памяти знавших его
людей. Неслучайно, вернувшись в родные края, лирический герой спрашивает себя:
«Кто меня помнит? Кто позабыл?». Очевидно, что для него это чрезвычайно
психологически важно.
Романтическая приподнятость небольшой пейзажной зарисовки
в начальных строках произведения выглядит контрастной по отношению к
трагическим нотам его финала («Эту избу на крыльце с собакою Словно я вижу в
последний раз»). Лирический герой, едва вернувшись из дальних жизненных
странствий, не по своей воле вынужден вновь проститься с родным домом, причём
на этот раз уже навсегда.
Однако в целом стихотворение «Синий туман. Снеговое
раздолье...» необычайно статичное, в то время как для большинства произведений
С.А. Есенина характерен динамический образный ряд. На протяжении всего
развития лирического сюжета герой стоит у крыльца избы. И что же окружает его?
Лишь парад воспоминаний, да «синий туман» и «лунный свет» — образы,
семантически актуализирующие тему недосказанности, неизвестности и неведения.
Важную композиционную роль в произведении играют повторы.
Они сконцентрированы в наиболее значимых в философском отношении строфах
стихотворения (четвертой и пятой). Причем С.А. Есенин использует повторы
разных типов. Это прежде всего так называемые анафорические повторы, то есть
повторы в самом начале стихотворных строк («Вспомнил я дедушку, вспомнил я
бабку, Вспомнил кладбищенский рыхлый снег»; «Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей. Вот отчего я чуть-чуть не заплакал»).
В данном произведении также имеются повторы внутри строк («Все
успокоились, все там будем», «радей не радей») и многочисленные звуковые
удвоения — такие повторы, при которых один звук или два звука, а порой и целая
звуковая комбинация повторяются в соседних словах строки, тем самым
обеспечивая наибольшую образную выразительность и мелодическую звучность как
отдельным строкам, так и всему произведению («лимонный лунный», «шапку из
кошки», «на лоб нахлобучив», «люблю людей»).
|