Середина 20-х - время подведения итогов революции,
гражданской войны, восстановления народного хозяйства, усиления влияния
вводимых порядков. Со свержением царизма жизнь повсюду изменилась,
установленное общественно-политическое устройство открыло ранее
недоступные возможности гражданам новой страны - Советского Союза.
Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение, конечно же, и в поэзии
С.А. Есенина: «Русь уходящая», «Анна Снегина», др. Одним из
произведений, написанных в этот период, стала «Русь советская» (1924
год).
По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно
сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и
лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен
лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая
составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт
понимает, что он дома чужой.
В первой части (1 - 9 строфы) «гражданин села»
чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции
разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Возвратившись в
родное село, он задается вопросом:
Что родина?
Ужели это сны?
Но «голос мысли» берет верх над сердцем, и лирический
герой отвечает себе, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля
все равно остается родиной, хотя он «никому здесь незнаком».
Вторая часть (10 - 14 строфы) воспринимается как
констатация фактов новой жизни. И рассказ красноармейца, и собрание у
волости, и агитки Демьяна Бедного - признаки наступившего времени, к
которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец,
комсомол, воскресные крестьяне. Лирический герой видит это, деревня
показана его глазами, но он часть другого мира, поэтому не принимает
участия в действии.
В третьей части (15 - 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и мысли лирического героя:
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Отдам всю душу октябрю и маю…
Поэт здесь показан истинным гражданином - цели родины
он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным
явлением - приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… - и
тем уже доволен…»
В четвертой части (19 - 21 строфы) подводится итог
размышлений героя. Последние восемь строчек стихотворения -
квинтэссенция смысла всего произведения. Поэт решает воспевать как
старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию. Он не следует
общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он
предпочитает более высокую цель - служение Родине, воспевая ее в поэзии,
тем самым проявляет себя как настоящий патриот.
Система образов «Руси советской» построена вокруг
центрального - образа лирического героя. Его переживание, чувства,
мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на
жизнь, но и поэзия, которая «жива одной большой любовью, любовью к
родине». Лирический герой предстает перед нами сильной личностью,
способным противостоять обстоятельствам, патриотом. Внутренний мир
лирического героя - основа лирической канвы произведения, которое очень
эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения,
возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление,
пафос.
«Русь советская» написана ямбом, богата
изобразительно-выразительными средствами. «Неведомый предел», «жидкая
позолота», «немая полутьма», «корявые, немытые речи» - это все яркие
эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны
метафоры: «бревенчатая птица», «уши длинных веток», «пилигрим угрюмый» и
др. Также С.А. Есенин обращается и к оксюморону («грустная радость»), и
к олицетворению («край мой болен»), и к антитезе (одиночество
лирического героя противопоставляется шумного, веселого деревенского
вечера). Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством
риторических вопросов («Что родина?», «Кого позвать мне?»)
и риторических восклицаний («И это я!», «Вот так
страна!»). Отдельные фразы в начале «Руси советской», передающие
состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во
внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим
восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом,
С.А. Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для
раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной,
авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после
революции.
С.А. Есенин с «грустной радостью» встречает советскую
Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком
совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные. С грустью,
потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой,
имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги
автору. Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее. |