Среда, 07.12.2016, 11:37

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [39]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ЕСЕНИН

Анализ стихотворения Сергея Есенина "Русь советская"

Середина 20-х - время подведения итогов революции, гражданской войны, восстановления народного хозяйства, усиления влияния вводимых порядков. Со свержением царизма жизнь повсюду изменилась, установленное общественно-политическое устройство открыло ранее недоступные возможности гражданам новой страны - Советского Союза. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение, конечно же, и в поэзии С.А. Есенина: «Русь уходящая», «Анна Снегина», др. Одним из произведений, написанных в этот период, стала «Русь советская» (1924 год).

По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.

В первой части (1 - 9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Возвратившись в родное село, он задается вопросом:

Что родина?

Ужели это сны?

Но «голос мысли» берет верх над сердцем, и лирический герой отвечает себе, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он «никому здесь незнаком».

Вторая часть (10 - 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни. И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного - признаки наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне. Лирический герой видит это, деревня показана его глазами, но он часть другого мира, поэтому не принимает участия в действии.

В третьей части (15 - 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и мысли лирического героя:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Отдам всю душу октябрю и маю…

Поэт здесь показан истинным гражданином - цели родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением - приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… - и тем уже доволен…»

В четвертой части (19 - 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь строчек стихотворения - квинтэссенция смысла всего произведения. Поэт решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию. Он не следует общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он предпочитает более высокую цель - служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как настоящий патриот.

Система образов «Руси советской» построена вокруг центрального - образа лирического героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая «жива одной большой любовью, любовью к родине». Лирический герой предстает перед нами сильной личностью, способным противостоять обстоятельствам, патриотом. Внутренний мир лирического героя - основа лирической канвы произведения, которое очень эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.

«Русь советская» написана ямбом, богата изобразительно-выразительными средствами. «Неведомый предел», «жидкая позолота», «немая полутьма», «корявые, немытые речи» - это все яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры: «бревенчатая птица», «уши длинных веток», «пилигрим угрюмый» и др. Также С.А. Есенин обращается и к оксюморону («грустная радость»), и к олицетворению («край мой болен»), и к антитезе (одиночество лирического героя противопоставляется шумного, веселого деревенского вечера). Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством риторических вопросов («Что родина?», «Кого позвать мне?»)

и риторических восклицаний («И это я!», «Вот так страна!»). Отдельные фразы в начале «Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С.А. Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после революции.

С.А. Есенин с «грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные. С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору. Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее.

Категория: ЕСЕНИН | Добавил: admin (07.02.2013)
Просмотров: 2855 | Теги: рифма, литота, стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, метафора, анализ стихотворения, стихотворный размер, сравнение | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0