С.А. Есенин — признанный мастер создания среднерусского
пейзажа, характерной особенностью которого является органическая связь мира
природы с крестьянской жизнью. Эта черта ярко проявилась в стихотворении «О
красном вечере задумалась дорога...», где уже в первой строфе возникает запоминающийся
образ избы-старухи.
В творчестве новокрестьянских поэтов (кроме С.А. Есенина,
к этому поэтическому течению относят также Н. Клюева, С. Клычкова и ряд других
авторов) изба предстает особым и, пожалуй, самым главным символом крестьянского
жизненного уклада. Существует даже понятие «избяной космос», в котором с
образом избы связано значение центра мироздания. Издревле в жизни деревенского
человека изба занимала основополагающее место, вокруг которого и вращались все
остальные жизненные ценности.
В есенинском стихотворении образ избы одухотворен. Это
подчеркивает метафора: «Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш
тишины». В ней также проявляется еще один важнейший образ крестьянской жизни —
образ хлеба, так как слово «мякиш» ассоциативно связано именно с ним. Создается
впечатление, что в избе пахнет свежим хлебом.
Эти строки передают очарование тихого деревенского вечера,
неповторимого уюта сельского жилья. Изба, двор, хлев окружены атмосферой покоя
и дремы, но центральной темой в стихотворении становится не любование красотой
пейзажа, хотя С.А. Есенин, безусловно, создает поэтичную картину вечерней
природы. Однако образ красного вечера здесь подчеркивает и другую тему — тему
ухода человека в мир иной («Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем
в ночи», «Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленный лист и золото
травы»). При этом автор пишет об ушедшем неопределенно, завуалировано.
Возможно, в данном случае это своеобразный прием создания типизации, ведь
«каждый в мире странник» (как напишет С.А. Есенин через восемь лет в
стихотворении «Отговорила роща золотая... (1924)). Образ белой дороги в связи
с этим приобретает широкое символическое значение жизненного пути каждого
человека, по мере которого вокруг сгущается хмарь, а в конце человека ждет тот
самый скользкий ров. Этот образ подчеркивает зыбкую границу между жизнью
и смертью. Неслучайно в четвертой строфе возникает образ совы (по древним
поверьям это предвозвестник смерти).
Умиротворенная картина, таким образом, оказывается обманчивой.
Осенний холод, вечер предвещают скорый закат жизни. Тем более дорогим и
уникальным в есенинском миропонимании выглядит этот красный вечер. Определение
«красный», помимо цветового образа заката солнца, имеет дополнительное
значение — «красивый».
С.А. Есенин чрезвычайно любил цветовые эпитеты, а в этом
стихотворении они становятся центральным изобразительно-выразительным
средством («красный вечер», «синь стекла», «желтоволосый отрок», «зола зеленая
из розовой печи», «золото травы» и, наконец, «дорога белая»). Поэт невольно
любуется всем этим калейдоскопом жизни и сравнивает себя с желтоволосым
отроком, вспоминая детский наивный взгляд на мир.
Туман, холод, «пахучий мякиш тишины» — все эти образы
создают неповторимый художественный эффект восприятия картины мира, при
котором оказываются задействованы практически все органы чувств (зрение, слух,
обоняние, осязание). Этот прием создает неповторимый эффект погружения в
художественное пространство стихотворения.
При этом все детали пейзажа по-язычески обожествляются,
наделяются душой и характером: дорога задумалась, изба жует «пахучий мякиш
тишины», холод крадется, зола из печки обнимает трубу, ячменная солома нежно
охает. И на фоне всей этой самобытной жизни вдруг слышится тягучий вздох. Может
быть, это крик совы, а скорее — печальный вздох самого лирического героя,
думающего о бренности всего живущего в этом прекрасном и гармоничном мире.
Художественное пространство в этом стихотворении представлено
в разных ракурсах: лирический герой то смотрит на крестьянское хозяйство
снаружи, то вместе с желтоволосым отроком пытается изнутри через синее стекло
разглядеть «галочью игру».
Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога...»
имеет тщательную звуковую организацию. В нем есть прекрасные аллитерации
(«Сквозь синь стекла...» (с), «Зола зеленая из розовой печи...» (з)) и
ассонансы («Кусты рябин туманней глубины..» (у)).
|